85 лет назад в театре имени Станиславского состоялась премьера оперы «В бурю»-одного из самых известных произведений Тихона Хренникова, ставшего классикой советской музыки.
Идея оперы на современный сюжет возникла у Владимира Немировича-Данченко.
Маститый режиссёр хотел поставить спектакль о революции и гражданской войне. Однажды он посетил театр Вахтангова и посмотрел пьесу «Много шума из ничего», и ему понравилась музыка – яркая, свежая, жизнеутверждающая. Владимир Иванович решил поближе познакомиться с композитором.
Первая встреча произошла в ресторане «Метрополь». Тихон Николаевич впервые пришёл в ресторан и, по его словам, страшно смущался, но смущение быстро прошло, и режиссёр и композитор стали обсуждать возможности совместной работы.
После долгих поисков была выбрана литературная основа – роман Николая Вирты «Одиночество» о событиях антоновского мятежа на Тамбовщине. Написать либретто предложили известному драматургу Александру Файко.
Работа продвигалась медленно, вносились многочисленные правки, удалялись и добавлялись сцены… Творческий процесс растянулся на 3 года. Перед композитором стояла сложная задача: показать общественные потрясения через призму семейных, личных отношений, не скатываясь ни в излишний пафос, ни в излишнюю «лирику ради лирики». Хренников вспоминал: «Не раз закрадывалось, впрочем, глубокое сомнение: по силам ли будет мне эта народно-героическая тематика, ведь в своем творчестве я шел главным образом путями музыкальной лирики… Но разве великие дела и люди гражданской войны могут быть запечатлены только в монументальных полотнах? Разве эти незабываемые дни не познаются в простых чувствах отдельных людей из народа, в их простых, и в этой простоте подлинно-героических делах?»
Большую помощь оказывал Немирович-Данченко: он часто присутствовал на репетициях, прорабатывал каждую сцену, каждый образ, нередко показывал, как и что играть.
Премьера состоялась 7 октября 1939 года. Публика приняла спектакль восторженно. Понравилась опера и Сталину. Но нельзя сказать, что обошлось без негатива: музыкальные критики упрекали «В бурю» за примитивность, излишнюю простонародность, а Шостакович называл её «рахитичным созданием, которое ждёт бесславная, незаметная никому гибель».
Но они ошиблись: опера ставилась во многих театрах нашей страны, в Болгарии, Чехословакии, ГДР более полувека.
Опера была записана на грампластинках.
Арии из неё до сих пор звучат в концертах. Можно сказать, что опера «В бурю» прошла испытание временем, став классикой советской музыки.