"Случайный вальс"
В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский опубликовал в газете «Красная Армия» стихотворение под названием «Танцы до утра». Вспоминая об истории создания этого стихотворения, Долматовский рассказывал: «Стоит воинской колонне остановиться на ночёвку в прифронтовом селе или городке, и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюблённость, и всё это носит грустный и целомудренный характер; а рано-рано — расставание, отъезд…».
В декабре 1942 года в районе Сталинграда Долматовский встретился с композитором Марком Фрадкиным. По рассказу Долматовского, вскоре после того как он прочёл Фрадкину стихотворение «Танцы до утра», тот «на трофейном аккордеоне… наиграл… вальсовую мелодию, навеянную, как он говорил, этим стихотворением»
В начале 1943 года, после окончания Сталинградской битвы, Долматовский и Фрадкин направились на север. Поезд шёл медленно, с остановками: путь от Сталинграда до Ельца занял семь суток. За это время и была доработана песня «Офицерский вальс».
Первым исполнителем песни «Офицерский вальс», впоследствии получившей название «Случайный вальс», был Леонид Утесов. Песня быстро приобрела популярность — многие артисты, выступавшие перед солдатами во время Великой Отечественной войны, имели её в своём репертуаре.
«Казаки в Берлине»
Песня «Казаки в Берлине» – первая, рождённая в мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года!
Автор песни – поэт Цезарь Соломонович Солодарь. В качестве военного корреспондента он присутствовал на подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Цезарь Солодарь написал стихи под впечатлением эпизода, свидетелем которого оказался.
…Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживлённых берлинских перекрёстков, заваленном покорёженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица.
«Вдруг послышался цокот копыт, – рассказывал поэт – мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без сёдел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.
Не знаю, о чём подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, – продолжает Цезарь Солодарь, – но можно было заметить, что на какие-то секунды её внимание безраздельно поглотила конница. Чётким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:
– Давай, конница! Не задерживай!
Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!»
Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке…»
Через два – три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В полдень он прочитал стихи братьям-композиторам Покрассам. Стихи братьям очень понравились, и по их предложению были «усилены» лихим припевом:
Казаки, казаки!
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Вечером композиторы позвонили поэту и сказали, что музыка готова. Таким образом, песня «Казаки в Берлине» была написана всего за один день – 9 мая. Вскоре в исполнении участника Великой Отечественной войны Ивана Дмитриевича Шмелёва она прозвучала по радио. Песню услышали миллионы радиослушателей, она стала одной из популярных, её подхватили и запели по всей стране.