На рубеже веков происходило «размывание» границ между сословиями и социальными группами. Этот процесс не мог не отразиться на культурной жизни, в том числе и музыкальной.
Происходило взаимопроникновение и взаимовлияние музыкальных жанров. В великосветских салонах слушали народные песни, их исполнители становятся знамениты на всю Российскую империю. На рубеже веков огромной любовью публики пользовалась Надежда Плевицкая — по происхождению крестьянка из Курской губернии, обладавшая прекрасным голосом и незаурядным артистическим талантом.
Русские песни в ее исполнении любил слушать император Николай II. Очень нравилась публике её песня «Однозвучно гремит колокольчик».
Не только в салонах, но и на мещанских вечеринках звучали романсы в переложении для одного инструмента: фортепиано, гитары или скрипки. Любимой исполнительницей романсов в начале века была Анастасия Вяльцева.
Именно она вывела романс из салонов на сцену, сделала его значительным событием российской культурной жизни. «В лунном сиянье» — один из шедевров исполнительского мастерства певицы.
Романсы полюбили в провинции, их с удовольствием пели на семейных вечерах, в домашних концертах. Тихон Хренников вспоминал, что его брат Глеб великолепно пел романс «Ночные цветы». Ноты стоили недорого, их с удовольствием покупали в качестве подарка.