Зачался почестный пир, зазвенели кубки и братины, и вместе с ними зазвенел еще другой звон, несовместимы со звучанием хмельного пира. Зазвенели под кафтанами опричников невидимые доспехи.
Толстой А. К., Князь Серебряный.
В Доме-музее Т. Н. Хренникова хранится подарок композитору от фирмы «Липецкие узоры» – братина – один из старейших русских сосудов, который отличался устойчивостью и прочностью.
Изготавливали его как из дерева, так и из металла. На раскопках древних городищ также были найдены братины глиняные и костяные. Талантливые мастера добивались того, что сосуд становился произведением искусства: деревянные братины расписывались диковинными узорами, металлические — украшали драгоценными камнями, гравировкой, цветной эмалью, причудливым орнаментом.
На Руси использовались в быту братины двух видов. Первые — округлые с одной или двумя ручками, низким поддоном и иногда с коническими крышками, похожими шлемы древнерусских витязей. Вторые — напоминают ковш, который был в форме ладьи с головой коня или водоплавающей птицы. Тут стоит отметить, что форма сосуда в целом, стилизованная под водоплавающую птицу, ничто иное, как дань уважения и почитания Богини Макоши, которая у славян нередко изображалась в виде утки.
Обряды, связанные с братиной, несли глубокий сакральный смысл. Так, в древности люди из разных весей собирались на совместные праздники, ярмарки и игрища, считая себя единым славянским родом, братьями. После проведения празднеств, уже на пирах-трапезах укоренился обычай пускать братину по кругу, показывая силу единства. При этом до дна пить не принуждали, можно было просто пригубить. Круг не должен был разомкнуться. Мудрость подобных традиций помогала народу жить в мире и согласии.
В дальнейшем это обряд единения прочно вошёл в княжеские хоромы: братину пускали по кругу дружинники на пирах. Все вне зависимости от чина пили из одной чаши. Заздравная за князя (позже царя) испивалась до дна. Запущенная на пиру круговая чаша убеждала в добрых намерениях и считалась знаком доверия. После братины забывались обиды, так как вместе с сосудом, как верили наши предки, передавалась другому часть Сердца.
Наливали в братину зависимости от ситуации: квас, пиво или вино, а также сурыню на молоке, травах и меду.
Из больших братин зачерпывали напиток специальными ковшами (братинками). Если вернуться к образности, то братина с малыми ковшами по бокам подразумевал птицу, сидящую на яйцах. Символ спокойствия и твёрдости.
Удивительной и практичной особенностью сосуда являлась его способность долго сохранять температуру напитка. А его устойчивость и прочность надолго стали своеобразным символом крепости дружеских отношений.