Борис Александрович Покровский — советский и российский оперный режиссёр, педагог, публицист; народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий и двух Государственных премий России, кавалер двух орденов Ленина — родился 10 (23) января 1912 года в Москве, в семье учителя и домохозяйки. С 10 лет занимался музыкой у Е. Ф. Гнесиной.
В 1929 году, после окончания школы, поступил в ФЗУ. В 1930—1933 годах работал аппаратчиком на Дорогомиловском химическом заводе им. М. В. Фрунзе.
Параллельно окончил театрально-музыкальное училище им. А. К. Глазунова по классу фортепьяно. В 1933—1937 годах учился на режиссёрском факультете ГИТИСа.
После окончания института был направлен в Горьковский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина. Дипломный спектакль — опера «Кармен» Ж. Бизе — стал его режиссёрским дебютом. В 1938—1943 годах —режиссёр театра, поставил 12 опер и оперетт.
В 1943 году перешёл в Большой театр в Москве, где поставил 41 спектакль.
Осуществил первую постановку оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Ленинграде в 1946 году. По его просьбе С. Прокофьев написал вальс Наташи Ростовой, ставший символом этой оперы.
В 1972 году основал Московский камерный музыкальный театр. Поставил здесь 75 произведений, из них — древнейшую русскую оперу XVII века «Ростовское действо» и одну из первых итальянских опер XVI века — «Эвридику» Я. Пери.
Много работал за рубежом, поставил более 180 спектаклей.
Сам Покровский говорил о своём режиссёрском методе так:
- Режиссер не может быть диктатором, он — слуга. Он должен посмотреть в глаза актера и угадать, что он сделает сегодня, что — завтра, а что вообще никогда не сделает…
- Если сегодня поставить честно, реалистически, какой-нибудь спектакль, то он будет выглядеть как открытие и всех этим порадует. Вокруг столько желающих эпатировать и добиваться славы от всякого рода "поисков" чего-то нигде не бывавшего… Не признаю, когда говорят, что режиссеры стремятся осовременить классику — это суждение глупо и невежественно…
- Я всю жизнь от драматургии автора не ухожу — почему, между прочим, все оперные дирижеры всегда были со мной дружны… Как раскрыть то, что есть в партитуре, — это мое дело; но вот это самое "что" — дело композитора, и трогать это не сметь!
Бориса Покровского и Тихона Хренникова связывали долгие годы дружбы, они поставили на сцене Камерного театра оперы «Много шума из-за…сердец», «Золотой телёнок» и «Доротея».