Иосиф Матвеевич Рапопорт -характерный актер, режиссер, театральный педагог,
Заслуженный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Родился 22 марта 1901 г. в Орле. Переехав в Москву, стал одним из организаторов знаменитой «шаляпинской студии», где сыграл в нескольких пьесах как актёр. Позже, уже как режиссёр, работал в Центральном детском театре, Московском театре оперетты, но его «творческим домом» стал театр Вахтангова, куда он пришёл в 1926 году.
Именно в этом театре он поставил спектакль, сделавший его знаменитым – «Много шума из ничего» по одноименной пьесе Шекспира. Для этой постановки он собрал целый коллектив единомышленников. Великолепный актёрский ансамбль: Рубен Симонов, Цецилия Мансурова, Валентина Вагрина, Дмитрий Дорлиак. Все они были молоды, жизнерадостны, веселы и остроумны – и прекрасно воплотили эти качества в своих персонажах. Декорации Вадима Рындина – яркие, воздушные, наполненные солнцем — вошли в учебники как пример безупречной работы театрального художника. Для музыкального оформления Иосиф Рапопорт пригласил Юрия Шапорина, но тот посчитал, что комедия не к лицу автору оперы «Декабристы», и послал в театр своего младшего товарища Тихона Хренникова со словами: «Вот вам замена, пусть он пишет…».
Молодому композитору вручили стихи Павла Антокольского и стали ждать результата. Вчерашний студент не подвёл. Он точно уловил замысел режиссёра: его музыка – не стилизация под эпоху Возрождения, а современные, живые, близкие зрителю мелодии.
Премьера состоялась 7 октября 1936 года.
Спектакль имел оглушительный успех, сделав имя Хренникова известным, песни «Как соловей о розе», «Ночь листвою чуть колышет», «Сталь толедского кинжала», «Песня пьяных» включали в свой репертуар известные певцы. Режиссёр из «подающего надежды» стал классиком нового советского театра, поставил такие спектакли, как «Дорога цветов», «Дон Кихот» (вновь с Т. Хренниковым), «Русский вопрос», «Макар Дубрава». Все они были событиями в жизни театральной Москвы.
Позже Иосиф Рапопорт преподавал во ВГИКе, в студии Московского театра оперетты, с 1950 г. — в ГИТИСе (факультет музыкальной режиссуры), с 1953 г. — в театральном училище им. Б. В. Щукина.