Лекция «Два героя» (Т. Н. Хренников и И. А. Бунин) к юбилею писателя.

Лекция «Два героя»

(Т. Н. Хренников и И. А. Бунин…их  жизнь и творчество в Ельце и их творения о Ельце и для потомков). К 150-летию со дня рождения И. А. Бунина.

Старинный русский город Елец является одним из древнейших городов средней полосы европейской территории России, имеющих интересные памятники истории и культуры. Впервые он упоминается в Никоновской летописи в 1146 году. В 2007 году ему присвоено почетное звание – город воинской славы.

Говорят, что народ сам творит свою историю, тем самым преумножает славу  своего города,  своей страны, и ельчане тому не исключение, они следуют этой заповеди.

 В Ельце жили и творили выдающиеся деятели истории и культуры, поэты и композиторы, скульпторы и художники, промышленники и ремесленники, и просто люди  «с золотыми руками», которые прославили наш старинный русский город не только на всю страну, но и далеко за её пределами. Среди них замечательные люди — земляки с разными судьбами, жившие в разное время – это писатель Иван Алексеевич Бунин и композитор Тихон Николаевич Хренников.

Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года в городе Воронеж, его детские годы прошли в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. В 1881 году поступил в мужскую гимназию в городе Ельце, в которой проучился четыре года. С 1885 года проживал в елецкой деревне Озерки, где обучался под руководством старшего брата Юлия и начал писать стихи. Жил, учился, работал в России и покинул её 9 февраля 1920 года.

В 1933 году шведская академия присудила Ивану Алексеевичу Бунину Нобелевскую премию по литературе, которую ему вручили в Стокгольме.

Умер писатель  в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года во Франции на чужбине, вдали от родины в возрасте 83-х лет. Его прах покоится на кладбище Сент –Женевьев – де – Буа, где захоронено большинство русских, когда – либо живших и почивших в Париже. А Бунин, проживая за границей, часто вспоминал свою малую родину, годы учебы в елецкой гимназии, жизнь в Бутырках, в Озерках, в России…Свою родину он воспевал в произведениях «Темные аллеи», «Поздний час», «Легкое дыхание», «Жизнь Арсеньева»,  «Над городом» и других. Перечитывая сочинения Бунина, мы мысленно или воочию  вместе с ним проходим по старинным улочкам Ельца. Узнаем те объекты архитектуры, о которых он писал, и среди них узнаем храм Покрова Пресвятой Богородицы, где служил костыльником юный композитор Тихон Хренников…

В рассказе «Над городом»(1900г)  он так описывает посещение гимназистами храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ельце: «Глядя на колокольню снизу, с церковного двора, мы сами чувствовали, до чего мы еще малы, и было жутко немного, потому что облака в ясном весеннем небе медленно уходили от нас, а высокая белая колокольня, суживаясь кверху и блестя золотым крестом под облаками, медленно, плавно валилась на церковный двор – и крест был похож на человека с распростертыми руками… Потом мы вперегонки к узкой двери в колокольню… Отдыхая порой в городишке, где протекло мое отрочество, я вспоминаю эту чуть ли не единственную его радость – нашу колокольню. Сидя в летние вечера под окном, я слушаю зачинающийся в разных концах города, перепутывающийся и мерно дрожащий гул колоколов, и этот гул погружает меня в думы о том, как протекают тысячи тысяч наших жизней.

…Я мысленно взбираюсь на колокольню и уже в свои руки беру веревку, привязанную к колокольному билу. Трудно раскачивать его, но нужно раскачивать сильнее, чтобы с первого удара дрогнул воздух. А когда ответят другие колокола, нужно позабыться, затеряться в бурных звуках и хоть на мгновение поверить и напомнить людям, что «бог не есть бог мертвых, но живых!»».

Тихон Николаевич Хренников родился 10 июня 1913 года в Ельце, в котором прошли его детские и юношеские годы. После окончания 9-ти классов он уехал в Москву, где профессионально обучался музыке. Окончив в 1936 году Московскую государственную консерваторию, посвятил свою жизнь служению искусству. Хренников жил и творил в Москве, как музыкант, композитор, видный общественный деятель он был удостоен высших государственных наград в нашей стране и за рубежом. Ему семь раз присуждались Сталинские, Ленинские, Государственные и Президентские премии, звание Героя Социалистического Труда, народного артиста РСФСР И СССР. Хренников награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами и медалями Франции, Германии, Польши, Монголии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Италии, ЮНЕСКО и др. Он воспевал город своего детства в инструментальных музыкальных произведениях. Родному городу он посвятил песню «Живи, Елец!», при содействии Т. Н. Хренникова осенью 2000 года Елецкому государственному педагогическому институту был присвоен статус – классический университет (позднее им. И. А. Бунина). Умер в три часа ночи 14 августа 2007 года в Москве на 95-м году жизни. Похоронен на территории отчего дома в Ельце.

                                                     

Семья Т.Н. Хренникова была православного вероисповедания. В своих автобиографических воспоминаниях Тихон Николаевич часто говорил о том, что  он воспитан в православной семье, где чтили, уважали, соблюдали традиции и жили по христианским канонам (родители венчаны, дети крещены, были прихожанами  храма  Покрова Пресвятой Богородицы   — на службы ходили регулярно…). В книге «Так это было. Тихон Хренников о времени и о себе» ( М. «Музыка», 1994 г). Тихон Николаевич вспоминает о детских годах, проведенных в Ельце, так: «Стр. 9 «Во времена моего детства город ещё жил старыми традициями, десятилетия складывавшимися обычаями и привычками. Зимой, обычно на святках, Рождество, Крещение, на льду реки Сосны происходили кулачные бои. Начинали их, как правило, мальчишки. Постепенно присоединялись, сменяя друг друга, более взрослые юнцы. Заканчивалось же побоищем взрослых мужиков, в котором принимали участие сотни людей. Помню, чтобы умерить азарт сражающихся, в дело приходилось вмешиваться даже конной милиции. Но все-таки это были бои, близкие к спортивным состязаниям, но не драки со злобой и ожесточением, как это происходит сейчас.

На Крещение шли всегда к реке, освящали воду. Крестный ход шел к ней той же дорогой, что и в древние времена. Мне всегда казалось, что берег реки хранит на своей земле следы сотен прошедших поколений.

Во время крестного хода занятия в школе прекращались. Мы все, мальчишки, бежали смотреть, как в Сосне святили воду. Потом в освященной проруби купались наиболее сильные люди – сейчас бы их назвали моржами.

Напротив нашего дома была церковь Покрова, старинная, большая, с великолепной колокольней. Мы всегда семьей ходили в эту церковь. В ней часто служил архиерей, а я ему прислуживал в качестве костыльника. Как известно, он держит костыль архиерея, когда тот, остановившись, благословляет кого — то или читает молитву. Костыльник, маленький мальчишка, ходит следом, облаченный в соответствующую одежду из парчи – стихарь. Все это я узнал на себе, будучи архиерейским костыльником. Я до сих пор знаю и помню все молитвы, службы, обедни, всенощную.

Конечно же с большими впечатлениями проходили всегда Великий пост перед Пасхой и особенно Пасха, а перед нею, на Страстной неделе в чистый четверг – чтение двенадцати Евангелий с колокольными звонами, перемежавшие чтение каждого Евангелия.

На меня вообще необыкновенное впечатление производит колокольный звон. В детстве слаще для меня не было звуков. Помню, просыпаешься утром, в церкви Покрова звонят к заутрене. Колокольный звон плывет густыми медленными волнами. У меня он всегда рождал ощущение какого-то большого счастья. Однако счастье быстро кончалось: мать поднимала меня гнать корову в стадо. Еще совершенно сонный, после этих сладостных колокольных звонов, я отправлялся в путь.

 Стр. 10. Излюбленным местом ребятишек была улица и церковная ограда, за которой мы играли в лапту. Позже с церковной  оградой связаны другие события и впечатления. Они связаны со временем революции и гражданской войны…»

В книге из серии ЖЗЛ « Тихон Хренников. М. Молодая гвардия, 2015.»Стр.13-14., внук композитора Андрей Кокарев так излагает события рода Хренниковых тех лет: «Большую роль в формировании не только музыкальной культуры, но и в сознании Тихона играла, конечно, церковь. Родители и дети в семье Хренниковых были православного вероисповедания, прихожанами церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Когда ещё в 1853 году возникла необходимость перестройки храма, прихожане обязались собрать необходимые средства. Главными жертвователями стали почётные граждане города Ельца Сергей и Николай Петровичи Хренниковы, пожертвовавшие три тысячи рублей серебром. В результате этой перестройки Покровский храм стал одним из самых больших и величественных храмов города, а его пятиярусная колокольня на целое столетие стала высотной и градостроительной доминантой Ельца. Самый большой колокол на ней, отлитый стараниями ктитора храма, елецкого купца Ивана Петровича Хренникова, весил 500 пудов. Все эти богатые Хренниковы были дальними родственниками семьи Тихона. А его отец, Николай Иванович, служил в этой церкви после революции старостой.

Этот храм напротив дома Хренниковых стоит и сегодня. В нем маленький Тихон был прислужником, архиерейским костыльником, пел в церковном хоре. Костыльник, как известно, держит костыль архиерея, когда  тот, остановившись, благословляет кого — то или читает молитву. Он ходит следом, облаченный в одежду из парчи – стихарь. Такое не забывается. Тихон Николаевич не был глубоко верующим человеком, но сладость церковного песнопения, служба, наделили его христианским светлым мироощущением. Кажется, он сохранил его, несмотря ни на что, на всю жизнь . Недаром уверял, что и в преклонные годы прекрасно помнил все молитвы, службы, обедни, всенощную. Необыкновенное впечатление производил на мальчика колокольный звон. Слаще звуков для него не существовало. Он просыпался утром, когда в церкви Покрова звонили к заутрене, и колокольный звон плыл густыми медленными волнами вниз к реке Сосне, обволакивая сонные дома, заползая в открытые окна, обвивая стоящие в тумане деревья. И звон этот рождал в душе Тихона ощущение какого- то невообразимого счастья, покоя, зова творчества.»

Тихон Николаевич Хренников написал музыку на стихи Ивана Алексеевича Бунина: «Зимний вечер», «Бегущие мгновения», «Вальс», «Долгая ночь», «Петух на церковном кресте». Сборник нот под названием «Пять романсов на стихи И. А. Бунина для голоса и фортепиано» был напечатан в Москве в Издательском объединении «Композитор» в 1993 году(копия находится в доме-музее Т. Н. Хренникова).

Вот как пересекаются судьбы наших земляков – ельчан И. А. Бунина и Т. Н. Хренникова, живших в разных годах в Ельце и прославлявших его каждый по – своему. Один как писатель, а другой как композитор. 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>