27 января

День воинской славы России 

В этот день в 1944 году советские войска освободили от блокады немецко-фашистских войск город Ленинград.

Наверх

 

Leave a comment

Т.Н.Хренников — педагог. Часть 6

УЧЕНИКИ Т.Н.ХРЕННИКОВА ОБ УЧИТЕЛЕ

 АЛЕКСАНДР ЧАЙКОВСКИЙ

Процесс обучения в школе Хренникова незаметен, ненавязчив, ибо ты все время поставлен в условия самоанализа. Одиночных, индивидуальных занятий практически не было – все слушали всех…                                                                             Методы его преподавания, с одной стороны, очень просты, а с другой – чрезвычайно сложны. Сам маэстро любит говорить, что научить сочинять музыку нельзя, да и не нужно, а нужно только не мешать способному человеку и иногда, если необходимо, что-то ему подсказать. Отсюда важнейшая особенность его педагогического метода – максимальная свобода действий для студента…

Еще одна особенность педагогического метода Хренникова – отрицание, так сказать, жанровой ступенчатости, свойственной некоторым педагогам, ведущих своих учеников «от простого к сложному». У Тихона Николаевича и в этом отношении подход весьма свободный. Уже на первых курсах он может посоветовать студенту попробовать себя в такой сложной форме, как квартет или квинтет. А позднее, уже зрелого, по консерваторским нормам, композитора вдруг нацелит на работу над «простыми» сочинениями – романсами, фортепианными пьесами. По собственному опыту знаю, что это приносит ощутимо полезные результаты. 

И конечно, в классе Хренникова царит совершенно особая атмосфера – атмосфера всеобщей заинтересованности, доброжелательности. Тихон Николаевич даже критикует студентов как-то так, чтобы и при товарищах не стыдно было, и критикует всегда справедливо, только за дело. При этом ученик никогда не теряет уверенности в своих силах. Нужно ли удивляться, что на уроках большого мастерства всегда много народу – и своих, и чужих…мы, его ученики, видим в нем не только нашего педагога, профессора, но и старшего товарища, друга, который всегда готов помочь и поддержать тебя. 

БОРИС ПЕТРОВ

Занимаясь со студентами, он позволяет каждому в полной мере раскрыть свой потенциал. Не навязывает никаких решений, только очень тонко и аккуратно направляет всех учеников в определенном русле – в русле лучших традиций нашего искусства.                                                                                                               

ВАЛЕРИЙ КИКТА

Прежде всего отмечу, что занятия Хренникова всегда отличали живая непосредственность, свежесть восприятия, горячее, страстное отношение к делу, к тому, над каким материалом студента приходилось работать…

Уроки Тихона Николаевича не только давали готовые сведения, но и учили думать с ним вместе, искать, сопоставлять, побуждали ученика пережить восторг творческого поиска, найденного решения. Уроки Хренникова, всегда проходившие в атмосфере подлинного профессионализма и артистической честности, являли пример органичного соединения живого творчества, направленного на раскрытие замысла сочинения, с настойчивой, конкретной работой над его композиторским воплощением…

Уроки Т.Н.Хренникова носили многогранный характер. Они были полны энтузиазма и любви к музыке и к ученикам. Они всегда были подчинены конкретным обстоятельствам. Индивидуальность ученика в значительной мере определяла их профиль. И самое главное – они были всегда проникнуты огромным обаянием личности педагога.                                                                                                        

МАКСИМ ДУНАЕВСКИЙ

У каждого из нас в жизни был или есть человек, которого можно назвать добрым гением. Для меня этим добрым гением является Тихон Николаевич Хренников, у которого мне довелось учиться в консерватории по классу композиции…

Как тонкий психолог, Тихон Николаевич обладает удивительным свойством – вселить в человека уверенность в собственных силах, как педагог – потрясающе умеет проектировать программу личностно-профессионального становления…»Для меня главное – сплотить студентов вокруг яркой, значительной идеи, — говорил Тихон Николаевич. – именно в этом я вижу одну из важных задач как педагог».                                                                                                           

АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ

Работать на уроке Т.Н.Хренникова всегда было легко. И прежде всего потому, что он никогда не давал почувствовать даже самому молодому, неопытному студенту свое превосходство и во всех случаях оставался внимательным, чутким, доброжелательным. Каждому ученику Тихон Николаевич давал возможность в процессе не только урока, но и в течение всех лет обучения «найти себя», проявить свои взгляды, убеждения, понимание изучаемых проблем, не навязывая, а советуя что-либо, рекомендуя разобраться в том или ином вопросе. Большую положительную роль при этом играл свойственный ему мягкий юмор, не обижавший начинающего композитора, а позволявший ему спокойно оценить свою работу.   Педагогическая деятельность Т.Н.Хренникова выдержала самое серьезное испытание – испытание временем. Его методика, стиль занятий нашли продолжение в деятельности его учеников.                                                                                                  

СЕРГЕЙ ГОЛУБКОВ

С  основными особенностями педагогического метода Т.Н.Хренникова вроде бы все просто и ясно:  это опора на лучшие традиции мировой классики и фольклора, деликатное привитие вкуса к этим традициям, а главное – индивидуальный подход к каждому ученику, участие в его творческой судьбе и, в случае необходимости, элементарная человеческая поддержка.                                                                                        

Leave a comment

Т.Н.Хренников — педагог. Часть 5

 

УЧЕНИКИ Т.Н.ХРЕННИКОВА ОБ УЧИТЕЛЕ

ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ

В процессе общения с ним (Хренниковым) я пришел к мнению, что он – настоящий педагог…

Обычно рассказ об учителе начинают с изложения основ его педагогической системы. Мне же хочется начать с парадоксальной на первый взгляд мысли. Не заключается ли система Хренникова в том, что у него нет никакой педантично разработанной, раз навсегда данной системы? Педагогика для него тоже творчество, а в творчестве ведь бывают и неожиданные открытия.

Тихон Николаевич никогда не предлагает никаких готовых решений. Он пробуждает, будоражит мысль студента, причем делает это настолько тонко и тактично, что она начинает ему казаться вполне «собственной». Главное же в педагогическом методе Хренникова состоит, на мой взгляд, в том, что к каждому начинающему композитору он подбирает единственно возможный «ключ», который годится только для этой индивидуальности и ни для какой другой…

Уроки Хренникова – вдохновенная импровизация. Здесь находится место и живым параллелям с другими искусствами, и разносторонним ссылкам на самые различные примеры из музыкальной литературы, и остроумнейшим рассказам из прошлого и настоящего музыкантов, да и не только музыкантов. И все это ярко, броско, увлеченно, насыщено сочными жизненными впечатлениями…

«Лейтмотивом» этих своеобразных занятий-импровизаций часто бывают конкретные соображения по поводу какой-либо технологической задачи, детали. Но и они, как правило, носят обобщающий характер. Ошибка студента – менее всего повод для нравоучений Хренникова, но импульс для рождения и развертывания целой оригинальной концепции…

Общение ученика с Хренниковым не просто общение с педагогом. С ним интересно говорить на любую тему – будь то искусство, политика, история… вот почему попасть в класс Т.Н.Хренникова всегда стремились молодые композиторы как со всего бывшего советского союза, ныне России, так и из-за рубежа… Не всякий большой художник так способен собирать вокруг себя людей!

Однажды Тихон Николаевич как-то сказал, что если ученик добивается успеха и не видит в этом заслуги учителя, то последний может гордиться. Он сумел все настолько органично и незаметно в него вложить, что тот даже и не заметил этого. Такая «незаметность» — одна из высших качеств этого большого мастера, глубокого музыканта и мудрого человека.

ТАТЬЯНА ЧУДОВА

Если говорить о таком понятии, как «школа Хренникова», которую прошли все его ученики, то это скорее всего то, что впитали все мы из атмосферы уроков Тихона Николаевича, где все начинается с личности ученика: Хренников абсолютно четко выясняет для себя в первую очередь – кто перед ним и что нужно дать этому человеку. Прежде всего – профессионализм во всем. Занимаясь с учеником, Тихон Николаевич старается улучшить сочинение ученика, не скупиться на идеи, подсказки, щедро делится своим умением, опытом. Это можно назвать щедростью музыкальной мысли. В этом, пожалуй, главная особенность Хренникова-педагога… Способность гордиться своими учениками, чтоб знали и исполняли их музыку – еще одна особенность Хренникова-педагога.

Leave a comment

17 января

 

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1945 году советские войска освободили Варшаву от немецко-фашистских войск.

 

 

Leave a comment

Т.Н.Хренников — педагог. Часть 4.

В своей педагогической деятельности большое внимание Тихон Николаевич уделял воспитанию индивидуальности ученика. Часто педагоги либо действуют в авторитарном ключе, считая, что ученик должен достичь определенного уровня знаний и умений, а свой «почерк» развивать самостоятельно, либо проявляют чрезмерную осторожность в обучении, и многое остается несделанным.

Тихон Николаевич говорил: «Цель индивидуального подхода – учитывая общие закономерности, построить на их основе разумную индивидуальную систему».

Для определения индивидуальности ученика Хренников использовал интересный прием: он предлагал студентам один  источник ( например, стихи Р.Рождественского, Р.Гамзатова и др. или музыкальную тему) и предоставлял полную свободу в его осмыслении и музыкальном оформлении своих мыслей. В результате на основе одной идеи получались песни, баллады, романсы, одинаковые по содержанию, но разные по форме и характеру. Совместно разбирая сочинения, ученики ясно видели свои достоинства и недостатки, а учитель – возможности каждого.

Второй важной частью в работе с учеником была терпимость, признание за учеником права на собственный стиль. Он никогда не говорил: «Надо писать так», но предлагал обосновать то или иное композиторское решение и был очень требователен в вопросах стиля и исполнения.

Третьей частью являлся метод «дальней перспективы». Определив возможности ученика, уровень его подготовки, педагог составлял план работы на все время обучения в консерватории. «Я сторонник постепенного и медленного развития, — говорил Тихон Николаевич, — и твердо убежден, что каждый ученик должен пройти последовательно все ступени развития, весь материал, который формирует его музыкальное сознание и мастерство». Но скорость прохождения материала, его объем на каждом отрезке обучения определялись профессором, исходя из индивидуальности каждого ученика, его технических возможностей и творческих стремлений.

Leave a comment

Т.Н.Хренников-педагог. Часть 3.

В 1929 году 16-летний Хренников поступает в Московский музыкальный техникум  – одно из лучших музыкальных учебных заведений столицы, где занимался в классах таких педагогов, как Михаил Фабианович Гнесин (композиция), Генрих Ильич Литинский (полифония), Эфраим Григорьевич Гельман (фортепиано).

«В техникуме царила творческая, дружная атмосфера. Здесь не было мелочной опеки над студентами, жесткой регламентации, здесь педагоги и ученики составляли как бы одну семью. Но вместе с тем…опытные наставники, всячески способствуя развитию кругозора молодежи, умели уберечь своих питомцев от крайностей… это не значит, что сюда не проникали новые веяния, что здесь от учащихся скрывали бушующие страсти, «прятали» новейшие открытия, однако на первом плане оставалось воспитание художнической ответственности, строившееся на незыблемом фундаменте реалистических традиций.

О годах учебы в техникуме Т.Н.Хренников вспоминает с особой теплотой: «Михаил Фабианович был чрезвычайно талантливым педагогом. Несмотря на то, что наши занятия начались с азов, уроки проходили интересно. В них не было сухости, теоретической ограниченности, отвлеченности; задания были увлекательными, интригующими… именно художественная направленность его педагогического метода, способность разбудить творческую фантазию ученика, отсутствие ремесленной сухости были отличительными чертами Гнесина — педагога». Чтобы научить учеников мыслить конкретными художественными образами, он давал очень много заданий программного характера и всегда стремился, тесно связав учеников с жизнью, расширять горизонты окружающего их мира… Михаил Фабианович воспитывал в них умение образно выразить ясный и точный замысел, а это – необходимое  условие для полноценного творчества.»

Серьезной ступенью к профессионализму Хренникова стали занятия по полифонии у Генриха Ильича Литинского. «Блестящий музыкант с классической выучкой глиэровской школы, выросшей на танеевских принципах, Генрих Ильич  воспитывал композиторское мышление через постижение многообразной и строгой полифонической техники», — оценивал его Тихон Николаевич(6).

«С первых же занятий у Литинского, — вспоминал Хренников, — я был захвачен новой, необычной для меня обстановкой. Приходя к нему, мы словно переступали порог, за которым нам открывалось во всем своем величии наше искусство, которое мы до того любили слепо. Литинский учил нас музыке, культуре композиторского труда и попутно связывал это со многими явлениями в классическом и современном искусстве. Будучи опытным наставником молодых, зная жажду приезжающих из провинции к впечатлениям из столицы, он устанавливал строгий режим работы и неусыпный контроль за студентами… он требовал неустанных, порой изнурительных занятий, работы и в будни, и в праздники, все новых и новых страниц сочинений, иной раз немилосердно перечеркивая написанное, требуя переделок… Литинский часто говорил, что композитор – профессия без выходных».

Виссарион Яковлевич Шебалин всю жизнь занимался педагогической работой. По словам Хренникова, в педагогическом методе его учителя поражали и привлекали «воля и терпимость, уважение к незрелой еще композиторской личности или остроумное разоблачение всех ее недостатков, особый подход к каждому, умение разглядеть и вырастить индивидуальность, настойчивое стремление передать своим питомцам свои знания и плодотворный художественный опыт». Глубоко понимая основную задачу педагога-композитора, Виссарион Яковлевич утверждал, что «прежде всего надо воспитывать человека – с широким кругозором в искусстве и в жизни». Одну из главных задач воспитания музыканта Шебалин видел в том, чтобы научить студента самостоятельно мыслить, воспитать в нем критический подход к себе и умение находить собственное решение творческой задачи.

Генрих Густавович Нейгауз был одним из величайших музыкантов и педагогов двадцатого века. «Я счастлив, что судьба свела меня с Генрихом Густавовичем… — вспоминал Тихон Николаевич – его уроки не ограничивались основным предметом, мы много философствовали и размышляли о жизни. Нейгауз растил не только настоящих, больших музыкантов, но и образованных людей, разбирающихся во многих сложных вещах. Потом, когда ученики выходили на сцену, они не просто играли, они, если хотите, пророчествовали. Я до сих пор убежден: исполнительское мастерство, может быть, не самое главное, чему мы научились у Нейгауза. В памяти каждого из нас остались его мудрые беседы о музыке, жизни, философии, обо всем, что духовно обогащает людей, развивает и будит в них фантазию и воображение. Рядом с ним мы научились думать, рассуждать, даже не осознавая того, что Учитель помогает нам становиться Личностями».

 

Говоря о педагогах Т.Н.Хренникова, нельзя не сказать о его отношении к ним.

Он никогда не забывал своих учителей. В архиве музея хранится черновик письма, отправленного 14 февраля 1985 года.

Орел. Ул.7-го ноября, д.45.

Чевтаеву Виктору Федоровичу.

Дорогой Виктор Федорович горячо от всего сердца поздравляю Вас с торжественным днем восьмидесятилетия. Но вы у меня в памяти навсегда двадцатитрехлетний мой учитель по обществоведению. Желаю вам здоровья крепкого надолго. Обнимаю вас. Ваш Тихон Хренников. (орфография автора).

Приехав в Елец в мае 1965 года, впервые с довоенного времени,  Тихон Николаевич поспешил навестить своего первого учителя И.М.Зизюкина.

В 1962 году вдова В.П.Агаркова  обратилась к Тихону Николаевичу с просьбой помочь издать произведения Владимира Петровича, сохранившиеся после войны и эвакуации: «Я уверена, что вы единственный человек и музыкант, могущий помочь в этом деле». В следующем письме Ольга Сергеевна поблагодарила за «внимание и скорый ответ». «Мне так приятно, что Тихон Николаевич помнит своего учителя», — писала она.

А.Ф. Варгуниной в 1933 году Хренников посвятил   «Пять пьес для фортепиано. Опус №2»

 В.Я.Шебалину Тихон Николаевич посвятил в 1933 году Концерт №1 для фортепиано с оркестром – одно из первых своих серьезных произведений.

В 1957 году, поздравляя его с днем рождения, Хренников писал: «Несмотря на то, что мы с Вами сейчас редко видимся, в моем сердце постоянно живут чувства огромной к Вам любви, признательности и благодарности, как к моему учителю, так много для меня сделавшему. Эти чувства будут жить со мной всегда». 

Дмитрий Шебалин рассказывал, что его отец незадолго до смерти говорил ему: «Если что, иди к Тихону, он поможет». 

Leave a comment

Т.Н.Хренников — педагог. Часть 2.

Говоря о чьей-либо педагогической деятельности, нельзя не коснуться тех, кто учил этого человека, принимал участие в формировании его личности. Тихон Николаевич часто и охотно говорил о своих учителях, подчеркивая, что на его пути встретилось много добрых и отзывчивых людей, всегда отзывался о них с благодарностью.

Иван Матвеевич Зизюкин (1888-1971гг.).  Разносторонний музыкант, известный музыкальный деятель Ельца, просветитель, регент хора Вознесенского собора, руководитель хора учителей при Доме просвещения, школьных хоров. По свидетельству многих ельчан, И.М.Зизюкина всегда отличали удивительное человеколюбие, жизненный оптимизм, влюбленность в музыку и верное ей служение.

По словам Т.Н.Хренникова, «он был первым из того множества добрых, отзывчивых людей, на которых ему всегда везло». В 20-е годы И.М.Зизюкин был легендой Ельца, вел огромную просветительскую работу. Во всех школах города им были созданы детские хоры разных возрастных групп. «Он руководил, как бы сейчас сказали, музыкальным воспитанием всего города»,  — отмечал Тихон Николаевич. И долгие годы в Ельце трудно было найти человека, который не прошел бы хоровую школу Зизюкина. Именно Иван Матвеевич заметил музыкальный талант маленького Тихона и дал совет серьезно заняться музыкой.

 Эммануил Кветон, воспитанник Московской консерватории, стал первым учителем Хренникова по фортепиано. Благодаря ему Тихон познакомился с основами музыкальной грамоты, приобрел навыки игры на рояле.

(В некоторых изданиях учителем Хренникова назван Иосиф Кветон; имя Эммануил названо в документах, присланных в дом-музей родственницей Кветона Хотиной Татьяной Григорьевной.

«Позже выяснилось, что муж моей тети Валентины Григорьевны Кветон (Хотиной) – Эммануил Иосифович Кветон был первым учителем по фортепьяно 9-летнего мальчика – Тиши Хренникова.

Э.И. Кветон получил высшее образование в Московском императорском университете на физико-математическом факультете, а затем окончил Московскую консерваторию по 2 специальностям: флейте у профессора В.В. Кречмана и специальной теории музыки у профессора А.А. Ильинского.

Его отец — Иосиф Францевич Кветон служил капельмейстером 18-го гусарского Нежинского полка, стоящего в городе Ельце до 1917 года, а с 1918 года и до последних дней жизни руководил городским симфоническим оркестром.)».

Владимир Петрович Агарков, опытный музыкант, воспитанник Константина Игумнова. В 20-е годы он поселился в Ельце,  стал давать уроки фортепианной игры  и «был даровитым и требовательным педагогом», — вспоминал Хренников. Агарков приветствовал увлечение Тихона композицией и отмечал, что в игре юного музыканта уже тогда проявлялись живость и образность.

Анна Федоровна Варгунина, много сделавшая для развития таланта Тихона, но, пожалуй, еще больше – для становления его характера и взглядов. «Анна Федоровна была всесторонне образованным человеком и представляла тот круг русской интеллигенции, в котором высокая культура, пытливость, широта интересов сочетаются с редкой душевной одаренностью и скромностью», — отзывался о ней много лет спустя Тихон Николаевич. В ее доме он слушал много музыки, прочел немало книг об искусстве, открыл для себя мир Пушкина, Гоголя, Толстого, зачитывался историческими романами Данилевского, биографиями великих людей

Leave a comment

Т.Н.Хренников — педагог. Часть 1

                                                    ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ ХРЕННИКОВ – ПЕДАГОГ

Имя Тихона Николаевича Хренникова —  выдающегося композитора, Героя Социалистического Труда, Народного артиста РСФСР и СССР, лауреата Ленинских, Сталинских, Государственных и Президентских премий (их всего 6), профессора Московской консерватории на протяжении многих десятилетий, видного музыкально-общественного деятеля (в течение 43 лет возглавлявшего Союз композиторов СССР), пианиста, почетного члена ряда отечественных и  зарубежных академий искусств, в том числе Национальной  академии «Санта-Чечилия» и Тиберийской академии (Италия),Почетного гражданина г.Ельца, Почетного гражданина Липецкой области, члена Союза Советских обществ дружбы, Председателя оргкомитета Международного конкурса им. П. И. Чайковского в разные годы, награжденного орденами и медалями нашей страны и других стран, патриарха советской музыки – известно всему миру.

Важную роль в жизни Т.Н.Хренникова играла преподавательская деятельность.

Преподаванием Тихон Николаевич Хренников занялся в начале 60-х годов почти случайно. Взвалить на себя новый груз преподавания при всей имевшейся творческой, общественной и административной занятости — эта идея не могла даже прийти ему в голову. Однако юный и талантливый Вячеслав Овчинников, лишившийся на 4-м курсе консерватории своего преподавателя (С.С.Богатырева), объявил ректору, что будет продолжать учебу только у Хренникова. Его напор и настойчивость, где-то даже граничившие с наглостью, привели к тому, что А.В.Свешников, не желая терять талантливого студента, принялся уговаривать Хренникова. Тот в итоге сдался и больше 40 лет преподавал в главном музыкальном ВУЗе страны. Среди его учеников – такие разноплановые композиторы, как В.Кикта и А.Рыбников, А.Градский и Т.Чудова, А.Чайковский и И.Лученок…

Постепенно педагогическая деятельность так увлекла композитора, что он занимался ей до последних дней своей жизни. В доме музее хранятся 2 уникальных документа – Дипломы, врученные Т.Н.Хренникову как педагогу Анны Михайловой и Анны Стрельниковой, победительниц соответственно IV(2003г.) и V(2004г.) Международного конкурса юных композиторов «Хрустальный камертон». (Анна Михайлова продолжала учиться у Т.Н.Хренникова, закончив аспирантуру в 2007 году).

 

 

Leave a comment

Выставка «Из истории открыток…»

Дорогие друзья, 6 января 2021 года в 12-00 в доме — музее Т. Н. Хренникова начинает работу временная выставка из архива семьи Хренниковых и из фондов музея "Из историиоткрытки…" Вниманию посетителей будут предложены открытки из разных стран, которые на протяжении многих лет получала семья Хренниковых(после смерти Маэстро они были переданы в музей).

Leave a comment

Выставка «Праздник детства»

с 3 января 2021 года в доме-музее начинает работу временная выставка "Праздник детства". На выставке представлены календари с рисунками Н.Н.Жукова.

Leave a comment