16 апреля

Памятная дата военной истории России

День начала Берлинской стратегической наступательной операции 1945г.

 

 

Leave a comment

Евгений Самойлов

16 апреля 1912 года в Санкт-Петербурге родился Евгений Валерианович Самойлов – актёр театра и кино, народный артист СССР.

Одна из самых известных его ролей – Василий Кудряшов в фильме «В 6 часов вечера после войны», вышедшем на экраны осенью 1944 года.

Актёр вспоминал:

«Мы снимали этот фильм, особенно натурные съемки такие весенние, на только что освобожденной от немцев Истре. Там была натура. Съемки начинались очень рано и заканчивались очень поздно. Мы не считались ни со временем, ни с состоянием своего здоровья и всего, для того, чтобы этот фильм получился»

Музыку к фильму написал Тихон Хренников.

В финальной сцене встречи гремит победный салют, в руках у героини букет сирени – так создатели фильма предсказали Победу, хотя до неё ещё было далеко.

 

 

Leave a comment

«Шляпка примадонны»

В доме – музее Т. Н. Хренникова появился новый интересный музейный предмет «Шляпка Примадонны». История появления головного убора (фетровой шляпы Аллы Борисовны Пугачевой) в семье Тихона Николаевича Хренникова такова: в июле 1983 года на экраны страны выходит художественный фильм  «Любовью за любовь» киностудии «Мосфильм» по знаменитой пьесе В. Шекспира «Много шума из ничего…» Режиссер Т. Березанцева. Сценарий Т. Березанцева, Е. Лобачевская. Тексты песен  А. Антокольского, Е. Шатуновского, музыка Т. Хренникова. Дирижер А. Копылов.

Одну из песен к кинофильму «Все страсти, все любви мои возьми…»(Сонет из к/ф «Любовью за любовь», музыка Т. Хренникова, слова В. Шекспира, перевод С. Маршака) исполнила Алла Борисовна Пугачева. На премьере этого фильма певица подарила супруге композитора Кларе Арнольдовне Хренниковой свою шляпку в знак благодарности за подаренную песню. В 2020 году родственники композитора и прославленного земляка Тихона Николаевича Хренникова передали ее в дар нашему музею и рассказали историю появления «Шляпки Примадонны» в семье Хренниковых.

На выставке представлены книги с нотами песни, с фото А. Пугачевой и Т. Хренниковым, грамзаписи  песен певицы.

Leave a comment

Т. Н. Хренников — депутат. Часть 1.

                                    Работа депутата – это одна из лучших  школ жизни.

                                   Она даёт возможность ощутить безграничное  

                                   счастье   и высокую честь быть полезным своему

                                   народу.

                                                                                                          Т.Н.Хренников

Тихон Николаевич Хренников был избран депутатом Верховного Совета РСФСР от избирательного округа Малая Вишера в 1950 году. Позже он избирался депутатом в Новгородской и Смоленской областях, а в 1961г. он становится депутатом Верховного Совета СССР от республики Дагестан.  К нему как к депутату обращались и люди из Ленинграда и Москвы – главным образом, по жилищным вопросам, а также с просьбами помочь талантливым или пожилым музыкантам.

Перед выборами кандидаты в депутаты обычно встречались с избирателями, чтобы лично получить их наказы. Встречи проводились и во время депутатских полномочий. Часто они были простой формальностью. Однако Тихон Николаевич к своим депутатским обязанностям относился ответственно: сохранились фотографии его встреч с избирателями на Новгородской земле. Сохранилось и письмо к Т.Н.Хренникову от редактора газеты «Новгородская правда» с просьбой написать статью, так как Тихон Николаевич, в силу своих депутатских дел, очень хорошо знаком с местными проблемами.

Leave a comment

Александр Гладков

11 апреля 1976 года в Москве ушел из жизни Александр Константинович Гладков – драматург, поэт, киносценарист.

Самым известным его произведением стала пьеса «Питомцы славы», написанная в 1940 году. Премьера состоялась в 1941 году в осаждённом Ленинграде.

В 1942 году в театре Красной армии пьесу поставил Алексей Попов, поменяв название на «Давным-давно». Музыку к ней написал Тихон Хренников. Спектакль имел огромный успех, шёл на сцене театра много лет.

В 1962 году Эльдар Рязанов снял по этой пьесе фильм «Гусарская баллада». Автором музыки также был Тихон Хренников.

Leave a comment

10 апреля

 

Памятная дата военной истории России

День освобождения Одессы от Румынско-немецких войск 1944г.

 

 

Leave a comment

Нино Рота

10 апреля 1979 года в Риме ушёл из жизни знаменитый композитор Нино Рота.

Он написал несколько опер, балетов, множество произведений для оркестра. Его музыка к фильмам «Ночи Кабирии», «Закон есть закон», «Рокко и его братья», «Ромео и Джульетта», «Репетиция оркестра», «Крёстный отец» известна во всём мире, он по праву считается соавтором таких режиссёров, как Франко Дзеффирелли, Лукино Висконти, Федерико Феллини и Фрэнсис Форд Коппола.

Нино Рота приезжал в Москву на гастроли, подружился с Хренниковым, восхищался его музыкой и говорил: «Тебе, Тихон, нужно жить в Америке. Ты стал бы первым композитором Голливуда!».

Leave a comment

Открытие выставки «Двух жизней нет»

7 апреля в 12-00 в доме-музее Т. Н. Хренникова состоялось открытие временной выставки "Двух жизней нет". На выставке представлены 24 работы Надежды Владимировны Поповой в технике "алмазная вышивка": пейзажи, натюрморты, портреты. 

 

Leave a comment

Василий Меркурьев

6 апреля 1904 года в городе Остров Псковской губернии в многодетной семье появился на свет Василий Меркурьев – актёр и режиссёр, народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских и Государственной премий, кавалер ордена Ленина. Хотя Меркурьев больше известен как театральный актёр, он создал немало запоминающихся образов на экране.

Зрители помнят его лейтенанта Тучу в «Небесном тихоходе», лесничего в «Золушке», Мальволио в «Двенадцатой ночи». С Тихоном Хренниковым Меркурьев работал дважды – в 1950 году на экраны вышел фильм «Донецкие шахтёры», где он сыграл роль второго плана,

а в 1954 году – фильм «Верные друзья», в котором актёр воплотил образ одного из трёх друзей, академика Нестратова.

Leave a comment

» Семья в жизни Тихона Николаевича Хренникова»

 

Семья в жизни Т. Н. Хренникова.

«Для того чтобы узнать и понять композитора, надо пойти в страну его детства и юности. Там  скрываются истоки того, что характерно для его личности. Как много дал Хренникову  родной город»

                                                                                И. Мартынов

 

Родился Тихон Николаевич 10 июня 1913 года «в уездном городе Ельце Орловской губернии» (ныне Липецкой области) в большой и дружной семье Николая Ивановича и Варвары Васильевны Хренниковых последним десятым ребенком.

Отец, Николай Иванович Хренников, работал приказчиком у местных купцов, после революции служил старостой в храме «Покрова Пресвятой Богородицы», вот как о нем вспоминал Тихон Николаевич: «Моего отца любили за очень хороший характер, он не унывал никогда, даже тогда, когда его, больного, отправляли в ссылку. С раннего детства я запомнил советы отца, которые мне очень помогли: «Никогда не радуйся сверх меры чему-то очень хорошему, но никогда не приходи в уныние от всего плохого, что будет в твоей жизни. Что бы ни происходило, продолжай работать. Живи сам и давай жить другим».

Мама, Варвара Васильевна, была домохозяйкой, воспитывала детей, вела хозяйство, была очень грамотной и удивительно музыкальной женщиной. Тихон Николаевич о ней всегда говорил с любовью и нежностью: «Справлялась с детьми одна мама, неутомимая Варвара Васильевна… Мы были приучены помогать друг другу. Я не замечал, чтобы десять детей были маме в тягость. Удивительно, мама ни на кого не кричала. Стоило ей посмотреть и медленно произнести: Ти-и-ша!»  — и все. Я переставал задираться или шалить. Мы слушались ее беспрекословно. Достаток в семье был небольшой, но все дети получили высшее образование».

Старшие братья и сестры были очень дружными, любили музыку, играли на гитаре и мандолине, пели русские народные песни, романсы. Дом Хренниковых  был открытым для всех, в нем часто собиралась молодежь, родственники,  друзья и всегда  царила атмосфера музыкальности и взаимопонимания. Видимо, — все это и сформировало у Тихона Николаевича отношение к музыкальному искусству. «Сколько я себя помню, моей мечтой всегда была музыка. Как только я познакомился с нотными знаками, стал немножко играть на рояле, меня потянуло сочинять. Это было какое-то неосознанное  чувство», — вспоминал наш прославленный земляк.

Понимание музыки,  любовь к музыке и первое знакомство с музыкой состоялось в Ельце. Об этом он говорил в одном из своих интервью: «… невзирая на то, что я рос в городе провинциальном и уездном, впечатлений было много и разных…В родном Ельце всегда звучала музыка. До революции и после семнадцатого года  в городском саду, городском театре постоянно проходили концерты. И, конечно, далеко не всюду я бывал сам — на спектаклях, концертах, выставках,- но общий дух культуры, стремления к ней ощущался и впитывался с детства как воздух, которым дышишь…Елец — мой родной и любимый город. С ним связаны мое детство и юность. С ним связана жизнь самых дорогих  и милых моему сердцу людей. В Ельце прошли мои школьные годы, в нем произошло мое первое знакомство с музыкой, здесь пережил я радость и волнение первых концертных выступлений со своими детскими сочинениями».

В возрасте 7-ми лет Тихон прочитал свою первую серьезную книгу — о Моцарте и решил, что будет музыкантом, а великим или нет, как распорядится судьба. Когда Хренникову исполнилось 9 лет, он стал учиться игре на рояле, до этого он играл на гитаре и мандолине, занимался в школьном струнном оркестре , пел в хоре, а однажды удивил ельчан своим оригинальным выступлением в городском саду. Музыкальным инструментом, юный композитор, выбрал стаканы, наполненные водой и,  солировал с этим номером в оркестре.

«Разный уровень воды в стаканах позволял извлечь из них звучание полной октавы, и это было наподобие ксилофона», — вспоминал Тихон Николаевич Хренников.

Очень интересны его высказывания о детстве: «У меня, с малых лет, была тяга к музыке. А началось все с утреннего церковного звона, выплывавшего с высокой колокольни старинной церкви Покрова напротив нашего дома. Звон производил на меня мальчишку, впечатление неземного счастья. Вся семья наша ходила в эту церковь, а я еще и прислуживал у архиерея и знал наизусть все молитвы и службы».  

Тихон Николаевич с любовью всегда вспоминал о том, что ему в жизни всегда везло на хороших и добрых людей, среди которых он отмечал своих первых учителей, которых он тоже считал частью своей елецкой семьи:        И. Кветона, И. М.Зизюкина, А. Ф. Варгунину, В. П. Агаркова, именно они первыми обратили внимание на его способности к музыке.

Иван Матвеевич Зизюкин первым отметил музыкальность мальчика, смог развить и направить интерес юного Тихона к музыке.

Иосиф Кветон, чех по происхождению, окончивший Московскую консерваторию по классу флейты и теории музыки, был первым , кто преподал Тихону первые элементарные знания по теории музыки и обучил игре на рояле.

Позднее, в одиннадцать лет, начинающий композитор, брал уроки музыки у приехавшего из Москвы пианиста В. П. Агаркова. Ученик К. И. Игумнова, он давал концерты, сочинял музыку, был даровитым и требовательным педагогом.  Тихон Николаевич вспоминал: «Занятия с ним увлекали меня. Но едва ли не самой серьезной для меня была в те годы встреча с А. Ф. Варгуниной, с которой я стал заниматься после отъезда из Ельца Агаркова».

Общение Тихона Хренникова с Анной Федоровной Варгуниной пробуждало не только интерес к музыке, но и радость ко всему новому. (Именно ей, впоследствии он посвятил пять пьес для фортепиано, написанных в 1933 году).

Первая проба пера юного композитора состоялась в 13 лет, он написал опус- этюд для фортепиано, а затем стал сочинять вальсы, марши, пьесы.

В школьные годы Тихон Хренников знакомится с Михаилом Фабиановичем Гнесиным, который по достоинству оценил музыкальные способности юноши и сказал: «Окончите среднюю школу, приезжайте к нам учиться». Весной 1929 года, по окончанию 9-тилетки (ныне школа №17) в Ельце, Тихон Хренников уезжает из родного города в Москву и успешно выдерживает экзамен в Музыкальный техникум. Его первыми учителями были Э. Г. Гельман по классу рояля, М. Ф. Гнесин по композиции, а занятия по полифонии проводил замечательный педагог и талантливый музыкант Г. И. Литинский.

После окончания Московского Музыкального техникума имени Гнесиных Т. Н. Хренников был принят на второй курс Московской консерватории. Как пианист он обучался у Г. Г. Нейгауза,  по композиции в классе профессора В. Я. Шебалина.

Будучи студентом Т. Н. Хренников написал несколько крупных сочинений, среди них: Первая симфония,  Первый концерт для фортепиано и др., начал сотрудничать с московскими театрами.

В 1936 году Тихон Николаевич окончил консерваторию «с высшим отличием»- занесением его имени на мраморную доску почета.

 

СЕМЬЯ. МОСКВА.

1936 год в жизни Т. Н. Хренникова ознаменован еще одним важным событием — женитьбой на Кларе Арнольдовне Вакс. Очень интересным было его знакомство с будущей супругой. Из воспоминаний Тихона Хренникова: «…она работала в Союзе композиторов, в пресс-бюро. По образованию Клара-  журналистка. Мы познакомились на танцах. В это время  входили в моду западные танцы. В кружок, который Клара организовала, записались и Мясковский, и Хачатурян — все. Преподавателем у нас был изящный молодой человек из Польши. Клара уже была замужем, а я, щелкая стертыми башмаками, приглашал замужнюю женщину-красавицу на танец. И началась наша любовь…  А позже я просто увез ее от мужа… Поженились мы в 1936 году».

Тихон Николаевич и Клара Арнольдовна очень любили друг друга, вместе они прожили 65 лет. К. А. Хренникова была удивительной женщиной, великолепно образованной, верной спутницей в жизни и помощницей в работе. Она вдохновляла своего супруга на прекрасные музыкальные сочинения. Жене он посвятил свою первую песню о любви «Как соловей о розе», написанную для спектакля «Много шума из ничего». Вот как об этом писал композитор: «Этой мелодией — одной из лучших моих мелодий- я обязан Кларе. Ей я посвятил все первые свои вокальные вещи».

В счастливом браке у супругов Тихона и Клары Хренниковых родилась дочь Наталия. По образованию Наталия Тихоновна Хренникова театральный художник. Более 20-ти лет она проработала в Московском Камерном театре под руководством Бориса Покровского главным художником. Неоднократно ей приходилось оформлять  спектакли своего отца, такие как: «Золотой теленок», «Наш двор», «Капитанская дочка», «Доротея», «Любовью за любовь», «Капитанская дочка» и другие. Внук Тихона Николаевича Хренникова, Андрей Кокарев, тоже творческий человек — окончил факультет международной журналистики МГИМО (практику проходил на родине деда в городе Ельце, в редакции газеты «Красное знамя»), в настоящее время возглавляет фонд «Тихона Хренникова». Андрей отец четверых детей: Виктория ,Тихон,  Арина и  Артем.

 Отдельно следует рассказать о Тихоне Хренникове (младшем). Родился в 1987 году в Москве.Окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского и является продолжателем музыкальных традиций прославленного композитора Т. Н. Хренникова.  В студенты он был зачислен летом 2007 года (еще при жизни прадеда), на вступительных экзаменах в консерваторию Тихон Хренников (младший) исполнял Третий концерт для фортепиано Т. Н. Хренникова и получил оценку «5+». Учился в консерватории по двум специальностям:  фортепиано (класс А. А. Мдоянца) и композиция (класс профессора А. В. Чайковского), которую окончил с отличием. В настоящее время он востребованный композитор.

Тихон Андреевич  является лауреатом нескольких конкурсов, в числе которых: «Хрустальный камертон»(2005),  V Международного конкурса композиторов им . А. П. Петрова, (2006);Всероссийский СТАМ (Современной Тональной Академии музыки( 2007 и 2008). Обладатель Гран-при Всероссийского фестиваля искусств «Вдохновение»(2009), фестиваля искусств «Вдохновение», 2010; общероссийского конкурса «Молодые дарования России»; VII Международного конкурса композиторов им. А. И. Хачатуряна в Ереване, 2011). Член Союза московских композиторов.

В 2007 г. состоялся исполнительский дебют молодого музыканта. Он выступил с оркестром Ярославской филармонии под управлением М. Аннамамедова и с оркестром Мариинского театра под управлением В. Гергиева, исполнив Третий фортепианный концерт Т. Н. Хренникова. С тех пор активно ведёт концертную деятельность не только в России, но и за рубежом.

Среди сочинений: кантата «Спасите наши души» на стихи В. Высоцкого, Концерт для виолончели с оркестром, Концертино для саксофона-сопрано и струнных, духовой квинтет, трио, Соната для фортепиано. Памяти своего прадеда написал виолончельную пьесу «Всё не вечно». C 2015 г. активно пишет музыку к театральным постановкам. Также является редактором и составителем нескольких крупных сочинений Т.Н. Хренникова – симфонических сюит из балетов «Наполеон Бонапарт» и «Капитанская дочка». Является участником записей CD-дисков в «Антологии фортепианной музыки России», где впервые записал все фортепианные произведения прадеда.

Тихон Хренников (младший)продолжатель традиций семьи, ведет активную концертную жизнь, пишет музыку: пьесы, сюиты  и пр. Молодой музыкант принимает участие в международных музыкальных фестивалях как пианист и композитор. Надеемся, что в будущем он будет с достоинством  носить имя прадеда и преумножит его славу, а его музыка любима многими поколениями слушателей.

Правнук маэстро Тихон с супругой Марией воспитывают сына Максима, род Хренниковых продолжается. Семья растет и преумножает славу своих предков.

Семья в жизни Тихона Николаевича Хренникова сыграла очень важную роль, благодаря семейным традициям он был достойным ЧЕЛОВЕКОМ, патриотом своей страны, руководителем. Видным общественным и политическим деятелем, он награжден орденами и медалями в нашей стране и за рубежом… Связь поколений не прерывается…

Клара Арнольдовна Хренникова умерла 23-го сентября 2001 года и захоронена на Лефортовском кладбище в Москве.

Тихон Николаевич Хренников ушел из жизни 14 августа 2007 года, захоронен в Ельце, на территории дома-музея, в той земле, которая дала ему жизнь…

А ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

 

 

 

 

 

 

 

 

Leave a comment