Консерватория

Консерватория

В 1932 году, закончив техникум, Тихон Николаевич поступает в Московскую консерваторию сразу на второй курс в класс Виссариона Яковлевича Шебалина. Шебалин – талантливый музыкант, автор интересных произведений  (именно ему доверили завершить и оркестровать незаконченную оперу Римского-Корсакова «Сорочинская ярмарка») – только начинал свою педагогическую деятельность в консерватории, Хренников стал одним из первых его учеников. Преподаватель и студент быстро нашли общий язык. Возможно, этому способствовала небольшая разница в возрасте – Шебалин был всего на 11 лет старше.

Тихон Николаевич вспоминал: «Трудно сказать, что больше поражало и привлекало в педагогическом методе Виссариона Яковлевича: воля или терпимость, уважение к незрелой ещё композиторской личности или остроумное разоблачение всех её недостатков, особый подход к каждому ученику, умение разглядеть и вырастить индивидуальность или настойчивое стремление передать всем своим питомцам свои знания и художественный опыт…».

Шебалин не зря считался одним из лучших преподавателей: среди его учеников такие композиторы, как Александра Пахмутова, Борис Чайковский, Оскар Фельцман, Борис Мокроусов, Юрий Чичков.

Хренников не раз говорил, что учёба у Шебалина – одна из самых больших удач в его жизни.

Leave a comment

Музыкальная жизнь в 20-30-е годы

Музыкальная жизнь в 20-30-е годы.

Революционные события не могли не отразиться на музыкальной жизни страны. Многие известные композиторы, исполнители оказались в эмиграции. Стали гораздо менее востребованы церковная музыка, сложные симфонические произведения, а романсы вообще объявлены «контрреволюционными». Большее внимание уделялось народной музыке, появился такой жанр, как революционная песня.

С интересом изучали новые веяния в западной музыке, прежде всего европейской (нововенская школа).

Все эти процессы не могли пройти мимо студентов музыкального техникума. Тихон Николаевич вспоминал, что педагоги старались донести до своих учеников всё богатство музыкальной жизни, сохраняя уважение к традициям и уделяя внимание современным веяниям. Это способствовало развитию эстетического вкуса, формировало широту взглядов вместе с профессиональной требовательностью.

Leave a comment

Учёба в музыкальном техникуме

Учёба в музыкальном техникуме.

Поступив в техникум, Тихон очень много времени уделял учёбе: он понимал, что в его музыкальном образовании есть большие пробелы, и, если он хочет стать настоящим композитором, их нужно ликвидировать. Педагоги отмечали не только несомненный талант, но и огромное трудолюбие своего ученика. В свободное время он, как и многие студенты, подрабатывал: озвучивал фильмы. Напомним, что первые фильмы были без звука, и действие сопровождала музыка, исполняемая во время сеанса музыкантом-тапёром. Благодаря этому Тихон Николаевич не только получал какие-нибудь деньги, но и знакомился с новинками кинематографа.

Он вспоминал, какое огромное впечатление на него произвёл фильм Пудовкина «Мать», вышедший в 1926 году. Позже Хренников написал оперу на этот сюжет, и фильм Пудовкина шёл по телевидению в сопровождении его музыки.

Leave a comment

Музыкальный техникум

Музыкальный техникум

Однажды старшая сестра Тихона, Надежда, приехала из Москвы на каникулы с подругой, Софьей Цейтлин. Та очень заинтересовалась игрой юного музыканта и по приезде домой рассказала о нём своему знакомому Михаилу Гнесину. Тот предложил послушать мальчика, и вскоре Тихон поехал в Москву. Пообщавшись с ним, Михаил Фабианович отметил как несомненный талант, так и недостаточную подготовку и посоветовал закончить школу и попробовать поступить в музыкальный техникум, где сам преподавал (сейчас это Российская Академия музыки имени Гнесиных).

Закончив 9 классов в 1929 году, Тихон поехал в столицу. Для подготовки к поступлению Михаил Фабианович назначил ему «наставника» — Евгения Голубева. Экзамены были сданы успешно, Хренников стал студентом. Так был сделан перый шаг в музыкальном образовании.

Leave a comment

Первые произведения

Первые произведения.

Тихон Николаевич вспоминал, что своё первое произведение – «Этюд для фортепиано» — он написал в возрасте 13 лет. Потом начал сочинять небольшие пьесы – польки, вальсы, марши… Колыбельную на слова Лермонтова он посвятил своей учительнице Анне Фёдоровне Варгуниной.

Несколько песен будущий композитор посвятил соседской девочке Жене Ермаковой, которая ему очень нравилась. Много лет спустя после концерта в Ленинграде к нему подошёл человек, представившийся сыном Жени, и рассказал, что мама часто вспоминала детство в Ельце, милого соседского мальчика и хранила посвящённые ей песни.

Ноты одной мелодии, написанной в 1925 году, сохранились, их можно увидеть в доме-музее на временной выставке «Листая страницы».

Leave a comment

Первые учителя

Первые учителя

Первым, кто заметил талант Хренникова, был Иван Матвеевич Зизюкин (выпускник Санкт-Петербургской Певческой капеллы, прекрасный скрипач), преподававший музыку и хоровое пение в школе №17, где учился будущий композитор. Он дал совет серьёзно заняться музыкой. Сестра Софья, работавшая учительницей математики в этой же школе, купила младшему брату подержанный рояль.

Первые уроки композиции ему дал Эммануил Кветон, а уроки игры на фортепиано начинающий музыкант брал у Анны Фёдоровны Варгуниной.

Тихон Николаевич всегда очень тепло отзывался о своих первых учителях, как о великолепных музыкантах и добрых, внимательных и требовательных педагогах. Он говорил, что во многом благодаря им он стал композитором.

 

Leave a comment

Музыкальная жизнь в Ельце начала 20 века часть 2.

Музыкальная жизнь в Ельце начала 20 века часть 2.

На рубеже веков в городе жили и работали интересные музыканты.

Иосиф Кветон, выпускник Московской консерватории, капельмейстер оркестра Нежинского драгунского полка. По воскресеньям оркестр играл в городском саду модные мелодии, среди них были и сочинения самого Кветона.

Сергей Чарский, композитор, автор песен и романсов. Особенно был популярен его романс «Я знаю, ты любишь другого» на стихи Владимира Мятлева. Его включили в свой репертуар такие знаменитые певцы, как Юрий Морфесси и Вадим Козин.

Некоторое время жил в Ельце известный музыкант и педагог, ученик Константина Игумнова Владимир Агарков. Тихону Хренникову посчастливилось взять у него несколько уроков, и он всегда вспоминал об Агаркове как о добром и отзывчивом человеке.

Во время революции оказался в Ельце композитор Николай Рославец, выпускник Московской консерватории, интересный музыкант, чьи произведения исполняют и сейчас. В 1917 году он был избран первым председателем Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Ельца, открыл в городе музыкальную школу (к сожалению, она вскоре была закрыта).

Leave a comment

Музыкальная жизнь в Ельце начала 20 века

Музыкальная жизнь в Ельце начала 20 века.

Музыкальные вкусы горожан складывались под влиянием нескольких традиций.

Народные песни, которые пели приезжавшие в город крестьяне, звучали на рынках и ярмарках. В мещанских слободах, дешёвых трактирах пели «жестокие романсы» (И.А.Бунин называл их «пошлыми мещанскими песенками»). В купеческих и дворянских гостиных предпочитали салонные романсы и популярные оперные арии. Их же пели приезжавшие в город на гастроли столичные певцы.

В городских садах по воскресеньям исполняли марши, вальсы, польки и мазурки военные духовые оркестры. А по праздникам город был наполнен колокольным звоном и церковными песнопениями.

Leave a comment

Музыка в семье Хренниковых

Музыка в семье Хренниковых.

Никто в семье не имел специального образования, но музыкальны были все. Мама прекрасно пела, и не только народные песни, но и оперные арии. У одного из братьев, Глеба, был прекрасный голос – лирический тенор. Он замечательно пел модные в начале века салонные романсы. (Тихону Николаевичу особенно нравился в его исполнении романс «Ночные цветы»). К сожалению, Глеб не успел развить свой талант, он погиб в первую мировую войну.

Другой брат, Борис, играл на гитаре и мандолине, самостоятельно освоил скрипку. В 1937 году он был арестован по ложному обвинению и осуждён на 5 лет. В письмах родным просил прислать ему не только продукты и табак, но и ноты любимых опер.

Leave a comment

Leave a comment