Экспонат с историей. Штандарт.

В честь выборов Президента Российской Федерации мы решили рассказать об очень интересном экспонате. Штандарт – подарок на 85-летие композитора Тихона Хренникова от Бориса Ельцина.

15 февраля 1994 года президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был принят указ № 319 "О штандарте (флаге) президента Российской Федерации", который установил внешний вид главного символа президентской власти. Подобные штандарты существуют во многих странах мира и символизируют почетный статус президентов, премьер-министров, императоров или королей. Он также он является символом власти ряда иных руководящих лиц государства, в первую очередь – военных.

До сих пор точно неизвестно, когда появились первые штандарты, где и кто придумал использовать знамена. Однако, как и многие другие символы государства, они изначально имели практическую функцию исключительно на поле боя. В древние времена полководцы были ограничены в выборе средств связи, поэтому им приходилось полагаться на звуковые и цветовые сигналы. В условиях, когда начали сталкиваться всё более крупные армии, между отдельными частями становилось сложно поддерживать связь посредством звуковых сигналов, а посылка конных связных и гонцов требовала времени. А в ясный день находясь на возвышенности, полководец прекрасно мог видеть знамена подразделений своей армии и согласно передвижению частей вести бой.

Со времени образования Руси наши полки выходили на поля сражений со своими знаменами. Сначала это были стяги, в основном с изображением лика Иисуса Христа (Спаса Нерукотворного). «Поставить стяг» – значит объявить войну. В бою Русский стяг стоял на видном месте, и его охраняли лучшие и опытные воины – стяговники. Выражение «не поставиши стяга», означало бой в засаде или внезапную атаку. Мелкие отряды, которые вели дружинники, а позже бояре и дворяне, ориентировались на прапор – знамя на длинном копье, на нем был изображен личный герб или знак начальника отряда.

Государственная символика России дополнилась в XV веке, когда великий московский князь Иван III, женился на византийской принцессе и принял новый государственный герб – двуглавого орла.

Резко изменил подход к штандартам великий царь-реформатор Петр I, который В 1712 году личным указом утвердил и первый личный штандарт главы государства – большой императорский штандарт. Он многим известен: это черный двуглавый орел на желтом поле, так была продолжена традиция, введенная великим московским князем Иваном III. Вплоть до 1918 года воинские и государственные штандарты Российской империи существовали, обретая небольшие добавления и изменения в соответствии с геральдикой сменяющихся императоров и императриц.

Всё изменила революция 1917 года. Империя пала, и до 1991 года официальным символом нашей страны стало красное знамя с серпом, молотом и звездой. Именно красное знамя развевалось в 1945 году над Рейхстагом после Великой Победы. Под сенью Красного знамени впервые по Красной площади были пронесены покрытые славой и победами боевые штандарты всех фронтов и флотов Великой Отечественной войны.

В СССР не было особых символов руководителя государства. Но после распада СССР в 1991 году был утвержден штандарт президента РСФСР, который не просуществовал долго и был полуофициальным. Только с образованием Российской Федерации у президента страны появились особые символы власти: знак президента и президентский штандарт.

Сегодня штандарт, или Флаг Президента России, представляет собой квадратное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов, являющихся цветами Государственного флага России. В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Древко Штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Штандарт постоянно находится в рабочем кабинете Президента в Московском Кремле. А дубликат президентского штандарта поднимается над Кремлем, когда там находится президент, или на его личном транспорте, если он передвигается.

 

 

Leave a comment

Музы. Часть 3.

Тихон Хренников был счастлив в семейной жизни, и немалая заслуга в этом его жены – Клары Арнольдовны.

Друзья вспоминали, что она была не только красивой женщиной, но и необыкновенно добрым, чутким и внимательным человеком.

Клара Арнольдовна взяла на себя семейный быт, создала в доме уютную и спокойную обстановку, заботилась о здоровье музыканта. Она была в курсе всех его дел, часто знакомые по каким-то мелким вопросам обращались именно к ней, чтобы не беспокоить композитора.

Тихон Николаевич очень любил Кларочку (так он её называл) и посвящал ей свои самые красивые мелодии. Супруги редко расставались, но, если такое случалось, обменивались нежными письмами.

Ещё одной важной женщиной в жизни Хренникова была его дочь, Наталья. Она любила и уважала отца, часто советовалась с ним. Именно по его совету выбрала профессию, став театральным художником, и часто оформляла его спектакли.

Leave a comment

График работы музея в праздничные дни

Уважаемые посетители! 
8 марта Дом-музей Т.Н.Хренникова не работает.

 

Leave a comment

Музы. Часть 2.

Вспоминая женщин, оставивших свой след в жизни композитора, нельзя не сказать о его учителях.

Важную роль в становлении Хренникова как музыканта сыграла Анна Федоровна Варгунина, много сделавшая для развития таланта Тихона, но, пожалуй, еще больше – для становления его характера и взглядов.

Она происходила из богатой семьи, получила прекрасное образование. Смысл своей жизни видела в просвещении народа, поэтому много лет работала учительницей в селе Казаки.  «Анна Федоровна была всесторонне образованным человеком и представляла тот круг русской интеллигенции, в котором высокая культура, пытливость, широта интересов сочетаются с редкой душевной одаренностью и скромностью», — отзывался о ней много лет спустя Тихон Николаевич. В ее доме он слушал много музыки, прочел немало книг об искусстве, открыл для себя мир Пушкина, Гоголя, Толстого, зачитывался историческими романами Данилевского, биографиями великих людей.

Оно из своих первых произведений – «5 пьес для фортепиано» — начинающий композитор посвятил Варгуниной.

 

Наталья Сац

Основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей

В 1934 году для музыкального оформления спектакля «Мик» по пьесе Николая Шестакова Наталья Ильинична пригласила студента Московской консерватории Тихона Хренникова. Эта работа стала дебютом будущего композитора в театре.

Именно Сац ввела Хренникова в мир московских театров, познакомила с театральной «кухней». Во многом благодаря ей имя молодого композитора стало известно взыскательной московской публике. Позже будут «В бурю» и «Много шума из ничего», «Доротея» и «Золотой телёнок», работа с известными постановщиками, но именно Наталью Ильиничну Хренников считал своим учителем в мире театра.

Долгие годы их связывала крепкая дружба.

В 1970 году они вернулись к пьесе «Мик», поставив оперу «Мальчик-великан». За этот спектакль Наталия Сац получила Государственную премию.

 

Leave a comment

Музы. Часть 1.

 

В преддверии прекрасного весеннего праздника – 8 марта – мы вспомним женщин, бывших рядом с Тихоном Хренниковым и без чьей любви и поддержки, как он сам говорил, он никогда бы не стал композитором.

Мама – Варвара Васильевна Хренникова родилась в 1872 году в мещанской семье Харламовых. Закончила церковно-приходскую школу. В 18 лет вышла замуж и посвятила себя семье: вела хозяйство и воспитывала детей. А их было 10! По воспоминаниям домашних, Варвара Васильевна была строгой матерью, воспитывала детей трудолюбивыми, честными и ответственными. Она никогда не повышала голоса – все слушались её беспрекословно. Больше всех мама любила младшего сына – Тихона. И он отвечал ей нежной любовью.

«Мама – это для меня всё», говорил уже знаменитый композитор. Он вспоминал, что одним из самых счастливых дней в его жизни был тот, когда Варвара Васильевна посмотрела его оперу «В бурю».

Когда в 1943 году мама заболела, Хренников бросил все дела и поехал к ней в город Курган, чтобы быть с ней в её последние минуты. После войны он перезахоронил её в Ельце и в каждый приезд в родной город обязательно приносил цветы на её могилу…

 

 

Софья Николаевна Хренникова

Важным человеком в жизни композитора была его старшая сестра.

Софья Николаевна — старшая дочь Николая Ивановича и Варвары Васильевны Хренниковых — родилась в 1894 году. С детства она помогала матери в домашних делах, заботилась о младших братьях и сёстрах, особенно о самом младшем брате — Тихоне, которого очень любила. Именно она научила его читать. Когда выяснилось, что у мальчика есть музыкальные способности, Софья собрала денег и купила ему в подарок подержанный рояль, за которым будущий композитор в возрасте тринадцати лет сочинил своё первое произведение — этюд для фортепиано.

 Софья Николаевна закончила Учительский институт и стала преподавать физику и математику в школе №17. Её ученики отзывались о ней как о знающем, требовательном и в то же время чутком и внимательном педагоге. Не имея собственных детей, всю свою душу она отдавала ученикам, и те вспоминали о ней с благодарностью.

Хренников говорил, что Софья была человеком исключительной доброты и душевной щедрости, всегда всё отдавала людям, не требуя ничего для себя.

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Братина

Зачался почестный пир, зазвенели кубки и братины, и вместе с ними зазвенел еще другой звон, несовместимы со звучанием хмельного пира. Зазвенели под кафтанами опричников невидимые доспехи.
Толстой А. К., Князь Серебряный.

В Доме-музее Т. Н. Хренникова хранится подарок композитору от фирмы «Липецкие узоры» – братина – один из старейших русских сосудов, который отличался устойчивостью и прочностью.

Изготавливали его как из дерева, так и из металла. На раскопках древних городищ также были найдены братины глиняные и костяные. Талантливые мастера добивались того, что сосуд становился произведением искусства: деревянные братины расписывались диковинными узорами, металлические — украшали драгоценными камнями, гравировкой, цветной эмалью, причудливым орнаментом.

На Руси использовались в быту братины двух видов. Первые — округлые с одной или двумя ручками, низким поддоном и иногда с коническими крышками, похожими шлемы древнерусских витязей. Вторые — напоминают ковш, который был в форме ладьи с головой коня или водоплавающей птицы. Тут стоит отметить, что форма сосуда в целом, стилизованная под водоплавающую птицу, ничто иное, как дань уважения и почитания Богини Макоши, которая у славян нередко изображалась в виде утки.

Обряды, связанные с братиной, несли глубокий сакральный смысл. Так, в древности люди из разных весей собирались на совместные праздники, ярмарки и игрища, считая себя единым славянским родом, братьями. После проведения празднеств, уже на пирах-трапезах укоренился обычай пускать братину по кругу, показывая силу единства. При этом до дна пить не принуждали, можно было просто пригубить. Круг не должен был разомкнуться. Мудрость подобных традиций помогала народу жить в мире и согласии.

В дальнейшем это обряд единения прочно вошёл в княжеские хоромы: братину пускали по кругу дружинники на пирах. Все вне зависимости от чина пили из одной чаши. Заздравная за князя (позже царя) испивалась до дна. Запущенная на пиру круговая чаша убеждала в добрых намерениях и считалась знаком доверия. После братины забывались обиды, так как вместе с сосудом, как верили наши предки, передавалась другому часть Сердца.

Наливали в братину зависимости от ситуации: квас, пиво или вино, а также сурыню на молоке, травах и меду.

Из больших братин зачерпывали напиток специальными ковшами (братинками). Если вернуться к образности, то братина с малыми ковшами по бокам подразумевал птицу, сидящую на яйцах. Символ спокойствия и твёрдости.

Удивительной и практичной особенностью сосуда являлась его способность долго сохранять температуру напитка. А его устойчивость и прочность надолго стали своеобразным символом крепости дружеских отношений.

Leave a comment

3 марта

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1799 году русская эскадра под командованием Фёдора Фёдоровича Ушакова взяла штурмом крепость Корфу.

   

 

Leave a comment

День кошек

1 марта – день кошек.

В первый день весны в России отмечают день кошек. Пушистые мурлыки давно завоевали сердца россиян. Есть даже поговорка – «Без кота дом сирота». Кошки не только создают уют, но и выполняют важную работу – ловят мышей и крыс, предотвращая эпидемии. Достаточно вспомнить, что после снятия блокады Ленинграда в город прислали несколько вагонов кошек из Сибири и Ярославля для борьбы с расплодившимися грызунами.

Кошки официально состоят на работе в Эрмитаже и многих других музеях, следя за сохранностью экспонатов и радуя посетителей ухоженным внешним видом.

Многие известные люди были любителями кошек: политики Екатерина Великая и Леонид Брежнев, поэты Марина Цветаева, Владислав Ходасевич и Иосиф Бродский. Лингвист Юрий Кнорозов, расшифровавший письменность майя, называл кошку Асю своим соавтором.

Любителем кошек был и Тихон Хренников. В их доме 21 год прожил кот Атос и был не просто домашним животным, а членом семьи.

Хозяином кот считал композитора – спал у него в ногах, а летом, на даче, приносил ему в кровать свежезадушенных мышей. Остальным домочадцам Атос милостиво позволял себя кормить и гладить.

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Картина Николая Зеленского «Т.Хренников за роялем»

Картина Николая Зеленского «Т.Хренников за роялем» — один из первых портретов композитора. В конце 30-х годов имя Хренникова становится известным любителям музыки: в детском музыкальном театре Натальи Ильиничны Сац с успехом идёт пьеса «Мик» с его музыкой, в театре Евгения Вахтангова — шекспировская комедия «Много шума из ничего», в которой звучат его песни; заметным событием в музыкальном мире стала опера о гражданской войне «В бурю», написанная композитором по предложению Владимира Ивановича Немировича-Данченко и поставленная в театре Станиславского в 1939 году.

Тихон Николаевич становится известным в музыкальной и театральной среде, в числе его знакомых появляются люди искусства, в том числе и художники. Одним из таких художников стал портретист Николай Зеленский.
Первые наброски к картине были сделаны в 1940 году. Работа продолжалась медленно: композитор был занят в театрах, много времени отнимала работа над  Второй симфонией и музыкальным фильмом «Свинарка и пастух», который снимал режиссёр Иван Пырьев на студии «Мосфильм», и часто позировать не было времени.

Зеленский подошёл к заказу ответственно. На картине мы видим два варианта портрета. При этом фон одинаков: тёмно-синяя стена, такая же тёмно-синяя печка, чёрный рояль, коричневый стул. Художнику явно интересен человек, а не окружающая его обстановка. В обоих вариантах музыкант запечатлён в процессе работы. Отличаются только поза и одежда. В первом варианте композитор в тёмной одежде замер, задумался, положив руки на клавиши. Во втором в светлой рубашке — играет только что пришедшую в голову мелодию.

К сожалению, портрет так и не был закончен: началась война, Хренников с семьёй уехал в эвакуацию в город Свердловск (Екатеринбург) и очень редко бывал в Москве, а вскоре Николай Зеленский умер. Тихон Николаевич сожалел о раннем уходе талантливого художника и хранил этюд как память о нём, а в 2000 году передал его в музей. Несмотря на незавершённость, картина представляет собой интересный пример портрета середины двадцатого века.

Leave a comment

23 февраля

День защитника Отечества

День защитника Отечества. В 1918 году была создана Рабоче-Крестьянская Красная армия.

Наверх  

 

Leave a comment