Вехи истории… Часть 22

 
Доргие друзья,продолжаем змакомить вас с историей дома-музея Т. Н. Хренникова. Год 2011" Вехи истории…",часть 22.в 2011 году сотрудниками музея было проведено129 экскурсий,принято 3086 посетителей,открывто17 выставок,дано 15 лекций,27мероприятий,83 консультации, поставлено на учет 14 предметов из архива композитора. В доме- музее Тихона Николаевича прошли встречи с участниками 2-го Международного фестиваля -конкурса им. Т. Н. Хренникова и областного конкурса хоровых коллективов,прошла встреча с представителями православной семинарииСвято- Никольского храма г. Воронежа, народный артист РФ,профессор Б. Тевлин, Советник Президента России по культуре. Ю. Лаптев,народный артист России Анатолий Кузнецов,заслуженный артист России Ю. Клепалов и многие дугие почитатели таланта Тихона Николаевича Хренникова
 
 
 
Leave a comment

Погасшие звёзды. Алексей Грибов.

Алексей Николаевич Грибов. Родился 18 (31) января 1902 года в Москве.  Отец — Николай Михайлович Грибов, шофер, участвовал в автопробеге 1913 года Москва — Париж, однако из-за увлечения спиртным часто менял место работы. Дед по отцу — Михаил Ефимович Грибов, работал на железной дороге. От деда Алексею Грибову досталась икона Николая Угодника, которую он потом всю жизнь тайком возил во все гастрольные поездки и на съемки. Его мать трудилась на табачной фабрике и скончалась от туберкулеза, когда Грибову было всего 3 года. Семья жила бедно, Алексею, как старшему сыну, приходилось много заниматься с младшими детьми. О себе он говорил, что "в детстве у меня не было детства". Когда в 1916 году отца призвали на фронт, 14-летнему Алексею пришлось пойти работать конторщиком в управлении шелкоткацкой фабрики. Днем он работал, а вечером — учился в начальном городском училище в Леонтьевском переулке Москвы. В училище Грибов встретил своего первого учителя — В. В. Барановского. Однажды на уроке литературы Барановский прочел ученикам «Бедность не порок» Островского и сказал, что, если найдется исполнитель на главную роль, можно попробовать поставить пьесу. Вызвался Грибов. Вскоре он заболел театром. В 1919 году он попал в Школу-клуб № 2 Замоскворецкого района, затем в Студию им. Горького.  В 1924 году  вступил в труппу Московского Художественного театра. Его первая значительная роль — мистер Крегс в постановке «Битва жизни» по Ч. Диккенсу. Выходил на сцену театра 50 лет. Грибов — первый актёр, воплотивший на сцене МХАТа образ В. И. Ленина («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина). В годы Великой Отечественной войны часто выезжал на фронт в составе фронтовых бригад. Много играл в пьесах А.П. Чехова и М. Горького. Как отмечают театроведы, Алексей Грибов был мастером разнообразнейших вариантов русского национального характера, часто выступал и в сатирических ролях.

 В кино начал сниматься с 1935 года. С Т.Н.Хренниковым работал дважды: в фильмах «Донецкие шахтёры» и «Верные друзья».

Одна из самых известных его ролей – капитан в фильме «Полосатый рейс».

С 1970 года преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ. В 1974 году МХАТ был на гастролях в Ленинграде. На спектакле «Три сестры» у актёра случился инсульт, но он настоял, чтобы пьесу доиграли до конца. Финальные реплики доктора: «Утомился я, замучился, больше не хочу говорить. Впрочем, все равно!» были прощанием Артиста с Театром. Скончался Алексей Николаевич Грибов 26 ноября 1977 года в Москве. В Москве на доме, в котором жил А. Грибов, установлена мемориальная доска

 

Leave a comment

Вехи истории… Часть 21

 
"Вехи истории…". Часть21. К 20-летию открытия дома- музея Т. Н. Хренникова. Дорогие друзья, продолжаем знакомить вас с интетесными вехами в жизни итории нашего музея. 2010 год был интересен тм ,что в Ельце состоялся 2-й фестиваль имени Тихона Николаевича Хренникова, посвященный памяти маэстро. Ведущими концерта были  С. Шакуров и М. Голубкина,а гостями фестиваля были представители Центрального Военного оркестраМинистерства обороны РФ, дирижер В. Халилов,солисты Н. Мануйлик, В. Мясоедов,С. Ильина и др, в доме-музее были и гости из Лондонской оперы А. Науменко и В. Михайлова,режиссеры из Москвы Григорьевы Ренита и Юрий,А. Клюев и Ю. Баркова, А. Новосельцев и многие др. Сотрудниками музея ьыло проведено113 экскурсий,прмнято 2007посетителей, поставлено на учет и принято на ответственное хранение 53 предмета из личных вещей композитора,прведено ряд мероприятий,концертов,лекций и консультаций…мы вспоминаем с любовью нашего прославленного земляка Тихона Николаевича Хренникова
    
 
      
 
 
 
 

 

Leave a comment

6 августа

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1915 году защитники крепости Осовец, против которых немцы применили отравляющие газы, смогли подняться в контратаку. Враг был настолько изумлен стойкостью и мужеством русских солдат, что оставил поле боя. Этот героический эпизод останется в истории как «атака мертвецов».

 

 

Leave a comment

Погасшие звёзды. Анастасия Зуева.

Анастасия Зуева родилась 5  декабря 1896 года в селе Спасское Венёвского уезда Тульской губернии. Семья была довольно зажиточной, что позволило Анастасии учиться. Обучалась в Ольгинской женской гимназии в Туле, но не окончила, поскольку мечтала стать актрисой. В 1915 году окончила школу драматического искусства под руководством Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного. С 1916 года — актриса 2-й студии МХТ В 1924 году была принята в труппу МХАТ им. Горького. В 1928 году с успехом сыграла Матушку в «Унтиловске» Л. М. Леонова, затем — Матрёну в инсценировке романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Писатель Максим Горький, посмотрев актрису в роли Матрёны, сказал: «Лучше, чем в жизни». Вскоре после этого была роль, удивившая многие поколения зрителей. Это была Коробочка — помещица с умом ребёнка из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, инсценированных специально для Московского Художественного театра Михаилом Булгаковым. Эту роль актриса блестяще играла с 1932 года и до конца жизни.

Вклад в театральную и шире — богемную жизнь Москвы внесла и квартира актрисы в Камергерском переулке — напротив МХАТа. Она на многие годы стала центром притяжения не только для творческой Москвы — здесь бывали М. Булгаков, Б. Ливанов, актёры, музыканты и писатели, но и для военной элиты СССР. В. Чкалов, Б. Шапошников — будущий маршал Советского Союза, их друзья становились постоянными гостями этого по-русски хлебосольного дома. По Тверской улице, в доме Елисеевского магазина, этажами выше жили сотрудники Коммунистического интернационала, среди которых был и И. Броз Тито, который также стал частым гостем московской квартиры актрисы. Вс. Н. Шиловский в своих воспоминаниях о старом МХАТе пишет о забавном случае, когда на одном из приёмов актёров МХАТа, приехавших в Югославию на гастроли, в разговоре с Тито, Аастасия Платоновна простодушно спросила — «и какова же численность твоих войск, Иосип?», на что смутившийся Тито ответил — «потом Настя, потом…». Анастасия Зуева отличалась необыкновенным комедийном талантом не только на сцене, но и в жизни. Рассказывая простую житейскую историю с неподражаемой интонацией, она умела так расставить акценты, что слушатели буквально покатывались со смеху.

 В кино начала сниматься в 1932 году, дебютировав в фильме «Просперити». В 1946 году сыграла одну из главных ролей в комедии «Первая перчатка». В 1952 году за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры» стала лауреатом Сталинской премии второй степени.

 Особенно широкую известность ей принесли фильмы-сказки режиссёра Александра Роу, в которых ей доставались роли Сказительницы. Сыграла в картинах «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога».

Работала на радио, принимала участие в озвучивании мультфильмов. Написала мемуары. Анастасия Платоновна Зуева умерла 23 марта 1986 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище

Leave a comment

Погасшие звёзды. Лидия Драновская.

Лидия Драновская родилась 18 октября 1922 г. в Харьковской области Белопольского района в живописном крае, на украинском хуторе Москаленки. Отец — директор школы, мама преподавала в младших классах. Здесь девочка пошла в первый класс, но через несколько месяцев отца перевели на работу в г. Сумы, затем в Московскую обл. в поселок Ленино-Дачное, и школу Лидия закончила уже в Москве.

После школы раздумий не было — она мечтала стать артисткой, поэтому поступила во ВГИК (маст. Б.Бибикова и О.Пыжовой). А по окончании института Драновскую приняли в штат Мосфильма и в театр-студию Киноактера. В 1947 году начинающая артистка была приглашена режиссером Юлием Райзманом в фильм «Поезд идет на Восток» — сразу на главную роль. Бесхитростный, трогательный, местами очень смешной фильм с занимательным сюжетом, музыку к которому написал Т.Н.Хренников и сыграл там небольшую роль (первую и единственную). Актриса сыграла молодого биолога Зину Соколову — очаровательную, живую, искреннюю.

Фильм вышел в прокат и зрительская аудитория была покорена игрой Лидии Драновской и Леонида Галлиса, картину смотрели помногу раз. Недавно отгремела война, люди устали от слез и горя, хотелось хоть немного отвлечься от пережитого.

Однако картина не понравилась Сталину, и её сняли с проката. Для Галлиса, партнера Драновской по фильму, путь в кинематограф был закрыт на долгие шесть лет. И лишь после смерти Сталина его стали активно приглашать сниматься. Для Драновской же пауза в киносъемках длилась три года: в 1950 году 27-летняя актриса была приглашена армянским режиссером Амо-Бек Назаровым на главную роль в фильме «Второй караван» по сценарию Константина Симонова. Причем, на кинопробах Лидия Драновская сумела «победить» саму Валентину Серову. Но фильм был снят с производства. Больше шансов кинематографическая судьба Лидия Драновской не давала. Ее снимали, но в крошечных ролях или эпизодах, а бывало, что ее фамилии и в титрах не было.

Но нужно было работать, и актриса занималась озвучиванием зарубежных фильмов: «Покушение» (Польша),«Женщины Востока» (Италия), «Банзай» (Франция) и др.

О. И. Пыжова, руководившая курсом, на котором когда-то училась Лидия, знала прекрасные актерские способности своей бывшей студентки и пригласила ее на работу в Детский театр, которым в то время руководила. Но чтобы Драновскую зачислили в труппу, нужно было сократить кого-нибудь из актеров. Лидия Драновская была человеком, который никогда не пошел бы по головам ради достижения цели. И она отказалась от этого предложения. Лидия Дмитриевна была совершенно забыта, пока искусствовед В.Вульф, который тоже ничего не слышал об этой актрисе, не увидел по какому-то телеканалу картину «Поезд идет на Восток». Он заинтересовался талантливой актрисой, стал искать материалы в архивах и наконец создал передачу, посвященную Драновской. После этого прошел вечер в ЦДРИ, позже ей присудили звание заслуженной актрисы Рос. Федерации. Справедливые награды и почести все же пришли к ней.

Последняя картина с участием Драновской вышла в 1997 году, где она сыграла роль миссис Бентли в киноленте «Вино из одуванчиков».

Leave a comment

Вехи истории… Часть 20

 
"Вехи истории…" . Часть20.  Дорогие друзья, продолжаем вас знакомить с жизнью и интересными событиями в доме-музее Т. Н. Хренникова. Год 2009. Сотрудниками музея было проведено 77 экскурсий, 25 лекций, 9 выставок, 6 концертов,98 консультаций,принято 1985 посетителей. Среди посетителей дома-музея  Т. Н. Хренникова были известные деятели искусства и культуры, музыканты, актеры,исполнители,ученики, родственники композитора:Тихон и Арина(правнуки Т. Н. Хренникова), профессор Московской консерватории Т. Чудова, Г. Оганезов, В. Леонова,. В. Толкунова, Н. Бурляев, В. Низовой, Е. Леонов- Гладышев, Л. Голубкина,А. Морозов. И. Макарова, А. Вульфов, Г. Натансон, В. Щуров и многие другие почитатели талантаНародного артиста и композитора Тихона Николаевича Хренникова. В стенах музея прошли концерты,конференции,встречи с интересными людьми….
 
 
 
 
Leave a comment

2 августа

 

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1572 году полководцы Ивана ГрозногоВоротынский и Хворостинин, разбили превосходящее в два раза войско крымского хана. Историки утверждают: по значению для будущего России битва при Молодях сопоставима с Куликовской.

 

 

Leave a comment

Погасшие звёзды. Владимир Осенев.

Владимир Осенев.

Владимира Осенева недаром называли «рыцарем театра». Он был настолько предан театру, что часто отказывался от заманчивых приглашений сниматься в кино. Великолепный, блестящий актер вахтанговской школы, сейчас несправедливо забытый.

Родился в Москве 21 сентября 1908 года. Отец — декатировщик на ткацкой фабрике, мама — домохозяйка. В семье росло двое сыновей, оба мальчика были очень одаренными. Володя обучался музыке, а Николай хорошо рисовал и впоследствии стал известным художником. Когда Володе было 14 лет, его отец ушел из жизни, и парень решил приобрести специальность, которая позволила бы уверенно стоять на ногах. Он поступил в московский промышленно-экономический техникум, но не закончил его. В техникуме действовала театральная студия, юноша стал ее участником и настолько увлекся творчеством, что бросил учебу, отправившись в Екатеринбург, где жили родственники — поступил в местный ТЮЗ статистом.

Долгое время участвовал в массовках, пока, наконец, ему не доверили роль Репетилова в «Горе от ума». Дебютировал успешно и после этого, твердо уверовав в свои силы, вернулся в столицу, став слушателем школы при театре Вахтангова. С тех пор театр Вахтангова стал для Осенева вторым домом. Одной из первых его работ стала роль герцога в «Дон Кихоте», музыку к спектаклю написал Т.Н.Хренников. Ещё раз они работали вместе над фильмом-спектаклем «Много шума из ничего», где Осенев играл Барахио.

В каждой роли актер, казалось, буквально выворачивал душу наизнанку — он жил жизнью своего героя и был потрясающе достоверен.  Играл много самых разных персонажей. Юрий Яковлев, в течение многих лет деливший с Осеневым одну гримерку, рассказывал, что тот ни разу не опоздал на репетиции, уже ко второй читке твердо знал текст — был пунктуален, по нему можно было сверять часы.

Владимир Осенев уникальный актер с потрясающей мимикой, пластикой, голосом. Режиссеры кино, увидев талантливого актера на сцене, сразу «брали его на карандаш», но он редко давал согласие на съемки. Все же, к великому счастью, остались его киноработы, яркие, незабываемые — даже в самых маленьких ролях он блистал. Достаточно припомнить несколько превосходных киноролей, чтобы понять, что он мог всё: «Майор Вихрь» (Краух), «Щит и меч» (фюрер), «Ключи от рая» (Насонов — гл. роль)… Его часто звали на озвучивание ролей, ему нравилась эта работа, особенно в мультфильмах: Крокодил -«Все наоборот», от автора -«Винни-Пух», читал стихи в «О том, как гном покинул дом» и мн. др.

 Интеллигент от природы: честный, скромный, тактичный, ничего никогда не просивший для себя. Был человеком разносторонним — отлично разбирался в музыке, живописи, сам писал картины, они висят в его квартире наряду с картинами брата — художника Николая Ивановича Осенева, заслуженного деятеля искусств.

Владимир Иванович скончался 1 апреля 1977 г. — играл до последнего дыхания и умер на сцене.

Leave a comment

Вехи истории… Часть 19

 
'"Вехи истории…". Часть19. Дорогие друзья, 2008 год бы знаменателен и важен в истории города Ельца и в жизни дома-музея Т. Н. Хренникова. Сотрудниками музея было провндено 94 экскурсии,принято 2135 посетителей,проведено 28 мероприятий,26  лекций, 7 концертов, 6 выставок, дано 98 консультаций. Поставлено на учет и принято на ответственное хранение 200 единиц , среди них личные вещи композитора, книги, фото, сувениры, документы и др. В 2008 году(как уже сообщалось ранее)  состоялось открытие скульптурной композиции на территории дома-музея Т. Н. Хренникова, стартовал 1-й музыкальный фестиваль имени Т. Н. Хренникова,посвященный 95-летию композитора,в катором приняли участиенародные артисты СССР,России  и др. На сцене ГДК"Эльта" был показан мюзикл "В шесть часов вечера после войны,  в музее прошли авторские концерты Ю. Ширяева, И. Балобанова, К. Матюхина, С. Урюпина, выступление ансамбля "Червленый яр",встречи с учениками Тихона Николаевича Хренникова,с прославленными деятелями культуры и искусства и др….
 
  
 
 
  
 
 

   

 

  

Leave a comment