Экспонат с историей. Эскиз к балету «Наш двор»

«Наш двор» — первый опыт Тихона Хренникова в жанре балета. Когда композитора спросили про его интерес к новой музыкальной форме, он сказал: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием — я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление».

Сам Тихон Николаевич часто упоминал, что композиторы мало внимания уделяют музыке для детей. Этот факт подтолкнул его к мысли создать музыкальное произведение для маленьких артистов и зрителей.

Тихон Хренников написал балет «Наш двор» на либретто Натальи Касаткиной и Владимира Василева в 1969 году для Московского хореографического училища при Большом театре и поставил его как выпускной спектакль.

Премьера прошла 29 ноября 1970 года в Большом театре. Публика тепло приняла постановку, но в последующие годы спектакль показывали редко. Это связано с тем, что участники балета — студенты училища — заканчивали учебу, и каждый раз приходилось практически полностью менять состав. Сменяемость артистов создавала сложности и для постановщиков, и для балетмейстеров. Кроме того, балет предназначался для танцовщиков-детей, и это делает его очень трудным для взрослых исполнителей.

Эскизы костюмов и декораций подготовила Наталья Хренникова — дочь композитора, театральный художник, которая оформляла многие его спектакли. В работе она подчеркнула «детскость» персонажей с помощью ярких цветов и фасонов платьев. 

 

 

Leave a comment

Жизнь, отданная музыке

Елена Фабиановна Гнесина – одаренная пианистка, композитор, прекрасный педагог и организатор, она была одной из учредительниц частного училища. Затем – основателем других государственных музыкальных учебных заведений разных ступеней, которые возглавляла более 70 лет.

18 мая в 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Елены Фабиановны. 20 июня 2022 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Указ № 388 «О праздновании 150-летия со дня рождения Е. Ф. Гнесиной» – этот документ на государственном уровне подтвердил масштаб личности Елены Фабиановны Гнесиной, а также значимость ее огромного вклада в развитие культуры и искусства России.

Елена Гнесина активно концертировала, преподавала ученикам всех возрастов, непрерывно повышала качество образования, создала большой педагогический репертуар как композитор, написала немало произведений для детей. Елена Фабиановна Гнесина является составителем уникальной и известной всем пианистам «Фортепианной азбуки».

Она воспитала не одно поколение музыкантов-педагогов, которые являлись специалистами высокого уровня и продолжили традиции в развитии классического музыкального образования, которые были заложены профессорами Московской консерватории. Елена Фабиановна развивала лучшие традиции русской фортепианной школы. Её известными учениками были пианист Л. Н. Оборин, композитор А. И. Хачатурян, дирижёр Е. Ф. Светланов, дирижёр Г. Н. Рождественский, композитор А.А. Бабаджанян.

Елена Гнесина прослушивала лично каждого нового ребенка, переступившего порог их учебного заведения. Каждый ученик – индивидуальная личность, в котором стремились максимально раскрыть все грани таланта. «Воспитывать у человека потребность в музыке гораздо важнее, чем научить его владеть инструментом», — говорила Елена Фабиановна.

Тихон Николаевич Хренников был хорошо знаком Еленой Фабиановной Гнесиной, в архиве музея хранится их совместная фотография.

Когда после школы Тихон Хренников пришел поступать в Московский музыкальный техникум, то серьезной музыкальной-теоретической подготовки у него не было. Тогда Михаил и Елена Гнесины дали ему в наставники студента со старших курсов, который за неделю подготовил его к сдаче экзаменов. Скорее всего, Тихона приняли бы в техникум и без вступительных экзаменов, ведь в то время ценили настоящий талант и стремились всячески поддерживать. Особенно такие люди как Михаил Фабианович и Елена Фабиановна Гнесины. Однако одно то, что экзамены Тихон Хренников успешно выдержал, говорило за то, что он сможет учиться в техникуме.

Сам композитор впоследствии говорил о семье Гнесиных: "Я преклоняюсь перед семьей Гнесиных, их общественная и преподавательская деятельность имеет огромнейшее значение для развития русской музыкальной культуры. Их влияние колоссально, ведь они по сути дела определили развитие музыкальной культуры России, музыкального образования в нашей стране".

 

Leave a comment

Концерт в музее

16 мая в Доме-музее Т.Н.Хренникова состоялся концерт учеников Детской школы искусств №1.

Юные пианисты под чутким руководством преподавателя Екатерины Александровны Алексеевой исполнили замечательные произведения: В.А. Моцарт «Песнь о весне», Е.Крылатов «Колыбельная медведицы», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка», В.Ф.Бах «Весна» и многие другие. В завершении концерта прозвучала песня Тихона Хренникова «Колыбельная Светлане». Зрители отблагодарили артистов бурными аплодисментами!

После концерта юные музыканты вместе с педагогом возложили цветы к памятнику и могиле композитора.

Leave a comment

Экспонат с историей. Картина Н.Климова. Пейзаж

В Доме-музее Т.Н.Хренникова хранится картина художника Николая Климова, написанная в 1983 году. Он изобразил дом семьи композитора Тихона Хренникова, задолго до того, как здание стало музеем. Тогда улица Старомосковская (сейчас — улица Маяковского) утопала в зелени садов — об этом напоминает широкая крона дуба перед домом и верхушки деревьев в палисаднике, которые виднеются из-за крыши.

Художник Николай Климов родился 1948 года в поселке Будаек Карагандинской области, на территории современного Казахстана. Когда ему было 9 лет, семья переехала в Елец. В 1970 году будущий живописец уехал в Москву, чтобы учиться в художественном училище памяти 1905 года, но потом снова вернулся в город юности, который стал родным. Здесь он работал в мастерских Художественного фонда РСФСР, а затем преподавал в Елецком колледже искусств имени Т. Н. Хренникова.

Климов участвовал в региональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках. Его работы хранятся в музее А. Пластова (Москва), в Липецком и Елецком краеведческих музеях, Липецком областном художественном музее, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Елец — особая тема в творчестве художника. Искусствовед Татьяна Нечаева писала: «Городские пейзажи Николая Климова — это психологические портреты места. Лишь однажды увидев их, невольно ловишь себя на мысли, что смотришь на город глазами живописца и открываешь вслед за ним его красоту, характер, обаяние. Эти улочки, спуски и подъемы, разноликие церкви и дома, с разноцветными веселыми фасадами; эти динамичные ритмы, остро-ломкие углы крыш, стен, заборов, ветвей, проткнутые лучами солнца кроны деревьев; это небо и дали — особого, невыразимого словами, «елецкого» цвета… Все правдиво, живо, личностно передает дух города».

Дом Хренниковых — пример елецкой архитектуры. В городе часто строили одно- и двухэтажные небольшие дома из дерева и камня. Для того, чтобы передать цвет неба в городе Николай Климов использовал особый серо-голубой оттенок, который называли «елецким». На контрасте художник изобразил яркий, красно-оранжевый фасад дома с зелеными деревянными ставнями.

 

Leave a comment

Концерт к Дню Победы

 

8 мая в доме-музее состоялся концерт ансамблей «Камертон» и «Вдохновение», посвящённый великому празднику – Дню Победы. Студенты ЕГУ под руководством Галины Викторовны Кузнецовой исполнили песни военных лет и композиции современных авторов. Зрители с удовольствием подпевали артистам и не жалели аплодисментов.

Leave a comment

9 мая

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне

В этот день в 1945 году была подписана капитуляция фашистской Германии.

 

 

Leave a comment

График работы музеев с 9 по 12 мая

Уважаемые жители и гости нашего города!

График работы музеев г. Ельца в выходные и праздничные дни с 9 по 12 мая 2024 года.

 

Leave a comment

6 мая

 

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1945 году советские войска начали Пражскую операцию, в ходе которой была освобождена Прага и взята в плен группа армий «Центр».

 

 

Leave a comment

Объявление

Уважаемые посетители и гости нашего города! 
5 мая 2024 года Дом-музей Т.Н.Хренникова НЕ РАБОТАЕТ.

 

 
Leave a comment

Экспонат с историей. Фотография Тихона Хренникова и Матвея Блантера у Бранденбургских ворот в Берлине

День Победы в Великой Отечественной войне – великий и священный праздник в истории советского и российского народа, который ежегодно отмечается 9 мая. В 2024-м исполняется ровно 79 лет с того момента, как Красная армия одержала полную и безоговорочную победу над фашистской Германией.

Матвей Блантер и Тихон Хренников подружились во время войны, когда ездили с концертами на фронт. Весной 1945 они были командированы в армию генерал-полковника Василия Чуйкова и два месяца почти ежедневно выступали в частях, в полках и госпиталях, в общей сложности отыграв около пятидесяти концертов.

Т. Хренников и М. Блантер у Бранденбургских ворот в Берлине, 2 мая 1945 года.

Т. Хренников и М. Блантер у Бранденбургских ворот в Берлине, 2 мая 1945 года

Победные майские дни композиторы встретили в Берлине, о чём и сообщили телеграммой: «Москва, Союз композиторов. Сердечный привет из Берлина. Блантер, Хренников».  На память они сделали несколько фотографий на фоне рейхстага и Бранденбургских ворот.

Сам Тихон Николаевич вспоминал: «Утром 2 мая мы поехали к рейхстагу. У меня есть фотография, где мы у этого горящего здания. И, кстати, на стене там была надпись: "Мы из Ельца!" Кто-то из моих земляков написал чем-то белым, не то мелом, не то краской. Было очень ярко написано. Эту надпись снимали во всех фильмах о последних днях гитлеровского рейха…»

Т.Хренников и М.Блантер с офицерами и солдатами 8-й гвардейской армии у стен рейхстага, 2 мая 1945 года, Берлин

Т. Хренников и М. Блантер с офицерами и солдатами 8-й гвардейской армии у стен рейхстага, 2 мая 1945 года, Берлин

Через несколько дней, 7 мая 1945 года, на Берлинской радиостудии состоялся в концерт, в котором Матвей Блантер и Тихон Хренников исполняли свои песни, а Константин Симонов и Евгений Долматовский читали стихи.

«…Есть глубокий смысл в том, какой застали мы Москву спустя три месяца после нашего отъезда, – писал в своих воспоминаниях Тихон Николаевич. – Согретая животворным солнечным теплом, ярко освещенная по вечерам столица радостно встречала своих граждан-воинов. Через два дня я повстречался с друзьями – доблестными солдатами и офицерами, приехавшими на парад победителей. Я ходил с ними по улицам Москвы, и, казалось, самый воздух был напоен дыханием победы, чудесной, живой, осязаемой. И всё существо мое наполнялось гордостью, что рядом со мной шагали люди, завоевавшие эту победу своей стране, своему народу!»

Leave a comment