День воинской славы России |
1 сентября 2024 года Елец отпраздновал свое 878-летие со дня первого упоминания Ельца в Никоновской летописи.
Елец заслуженно гордится своей великой историей, отсчет которой ведется с первого летописного упоминания о городе с 1146 года, и по праву считается одним из красивейших городов России, жемчужиной Липецкой области.
Наш город — это город воинской славы, который почти девять веков стоит на страже интересов Отечества.
Композитор Тихон Хренников очень трепетно относился к родному городу: «Для меня самое святое место на земле — мой родной и любимый город Елец. С ним связаны моё детство и юность. С ним связана жизнь самых дорогих и милых моему сердцу людей. В Ельце прошли мои школьные годы, в нём произошло моё первое знакомство с музыкой, здесь пережил я радость и волнение первых концертных выступлений со своими детскими сочинениями. В этом строгом и трудовом городе впервые рождалось и зрело во мне желание отдать накопившиеся силы моим дорогим соотечественникам. Здесь, в Ельце, покоряли моё сознание подростка откровения первых больших чувств: юношеская любовь, дружба. Здесь я вырос духовно и определил свое отношение к окружающему миру».
Тихон Николаевич любил Елец, и ельчане отвечали ему взаимностью – в 1971 году ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Ельца», в 1993 году его имя было присвоено училищу искусств, в 1997 году на улице Октябрьской был открыт бюст композитора работы скульптора Юрия Гришко, а в 2000 году состоялось открытие дома-музея. Хренников участвовал в этом событии, и первая запись в книге отзывов сделана его рукой: «Наконец, я дома. Я счастлив!».
«Где бы я ни был, а был я во многих местах в мире, я стремился первым делом вернуться в Москву, а из Москвы в Елец. И раньше в юности, и сейчас для меня самое приятное – приехать в Елец, походить по его улицам. Атмосфера города… — она вся в моей музыке» — вспоминал композитор.
85 лет назад в театре имени Станиславского состоялась премьера оперы «В бурю»-одного из самых известных произведений Тихона Хренникова, ставшего классикой советской музыки.
Идея оперы на современный сюжет возникла у Владимира Немировича-Данченко.
Маститый режиссёр хотел поставить спектакль о революции и гражданской войне. Однажды он посетил театр Вахтангова и посмотрел пьесу «Много шума из ничего», и ему понравилась музыка – яркая, свежая, жизнеутверждающая. Владимир Иванович решил поближе познакомиться с композитором.
Первая встреча произошла в ресторане «Метрополь». Тихон Николаевич впервые пришёл в ресторан и, по его словам, страшно смущался, но смущение быстро прошло, и режиссёр и композитор стали обсуждать возможности совместной работы.
После долгих поисков была выбрана литературная основа – роман Николая Вирты «Одиночество» о событиях антоновского мятежа на Тамбовщине. Написать либретто предложили известному драматургу Александру Файко.
Работа продвигалась медленно, вносились многочисленные правки, удалялись и добавлялись сцены… Творческий процесс растянулся на 3 года. Перед композитором стояла сложная задача: показать общественные потрясения через призму семейных, личных отношений, не скатываясь ни в излишний пафос, ни в излишнюю «лирику ради лирики». Хренников вспоминал: «Не раз закрадывалось, впрочем, глубокое сомнение: по силам ли будет мне эта народно-героическая тематика, ведь в своем творчестве я шел главным образом путями музыкальной лирики… Но разве великие дела и люди гражданской войны могут быть запечатлены только в монументальных полотнах? Разве эти незабываемые дни не познаются в простых чувствах отдельных людей из народа, в их простых, и в этой простоте подлинно-героических делах?»
Большую помощь оказывал Немирович-Данченко: он часто присутствовал на репетициях, прорабатывал каждую сцену, каждый образ, нередко показывал, как и что играть.
Премьера состоялась 7 октября 1939 года. Публика приняла спектакль восторженно. Понравилась опера и Сталину. Но нельзя сказать, что обошлось без негатива: музыкальные критики упрекали «В бурю» за примитивность, излишнюю простонародность, а Шостакович называл её «рахитичным созданием, которое ждёт бесславная, незаметная никому гибель».
Но они ошиблись: опера ставилась во многих театрах нашей страны, в Болгарии, Чехословакии, ГДР более полувека.
Опера была записана на грампластинках.
Арии из неё до сих пор звучат в концертах. Можно сказать, что опера «В бурю» прошла испытание временем, став классикой советской музыки.
Уважаемые посетители!
Участники боевых действий, СВО, члены семей СВО могут посещать Дом-музей Т.Н.Хренникова бесплатно.
Для получения бесплатного билета необходимо обратиться в кассу музея и предъявить документы, подтверждающие право посетителя на бесплатное посещение.
Режим работы Дома-музея Т.Н.Хренникова:
Среда-Воскресенье: с 9:00 до 17:00
Касса: с 9:30 до 16:30
Выходной: Понедельник, Вторник
Санитарный день: последний рабочий день месяца
Телефон для справок: +7 (47467) 4-94-76.
Художник Валентин Захарович Пурыгин родился в 1926 году в селе Саратовской области на берегу Волги. Когда ему было 5 лет, семья переехала в Самару, где живописец провел большую часть жизни. Образование Пурыгин получил в столице — окончил Московскую среднюю художественную школу и художественный институт имени Сурикова при Российской академии художеств.
Пурыгин написал картину «Берег Волги» в 1983 году. Он изобразил летний солнечный жаркий день. В центре композиции — старые высокие осокори, за которыми стоит голубой дом на воде. По правую сторону от него раскинулась широкая река, на поверхности которой отражается солнце. На противоположном берегу виднеется город. Чтобы оживить пейзаж, художник добавил фигуры людей: одинокая девушка в розовом купальнике сидит у воды, компании друзей катаются на лодках.
Живописец выполнил работу на дереве, и с помощью фактуры материала подчеркнул изгибы песчаного утеса на переднем плане. Особое внимание он уделил поверхности реки — Пурыгин использовал мазки разной ширины и большое количество оттенков синего и голубого, чтобы передать многообразие воды. Валентин Захарович изобразил темные волны у берега, спокойную тихую гладь вдалеке и рябь от ветра с бликами солнца.
На протяжении своей творческой жизни Тихон Николаевич Хренников неоднократно совершал гастрольные поездки по волжским городам. Его спектакли ставились в Нижнем Новгороде (Горьком), Рыбинске, Ярославле, Самаре (Куйбышеве). В одной из таких поездок он получил в подарок от поклонников картину В. Пурыгина «Берег Волги».
Композитор ценил подарки от слушателей и хранил эту картину как память о поездке. В 2000 году Тихон Николаевич передал работу в коллекцию дома-музея.
Среди экспонатов Дома-музея Т.Н.Хренникова особое внимание посетителей привлекают венские стулья.
Венской мебелью традиционно считаются любые изделия, созданные по технологии гнутья дерева с помощью пара. Именно благодаря этой технике венские стулья приобретают свои характерные плавные и скругленные формы. Хотя процесс гнутья дерева был известен еще в Древнем Египте, он получил широкое распространение только в середине XIX века благодаря немецкому мебельному мастеру Михаэлю Тонету.
В 1819 году Михаэль Тонет оборудовал свою собственную мебельную мастерскую в Боппарде. Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые эксперименты — производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры.
Михаэль Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов.
Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых «Стульев с боковым обрамлением», которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины.
Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было скрыть различные способы производства. Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе.
В мае 1849 года он оборудовал свою собственную мастерскую в Вене — Гумпендорфе, на улице Гауптштрассе 396. Здесь была спроектирована модель стула N 1 — продолжение проектов лихтенштейнских стульев. Спинка этого стула состояла из одной единственной петли.
В начале XX века каталоги фирмы тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год. Производство серийных моделей осуществляется при самом незначительном расходе материала и незначительных затратах на монтаж. Основные качества этой модели характерны для оптимального индустриального производства мебели из гнутой древесины.
Сегодня венские стулья остаются популярными и востребованными. Они стали классикой, которая не подвержена модным трендам и временным стилям. Венские стулья – это не просто предмет мебели, это история искусства и элегантности, которая будет жить вечно.
Ежегодно 12 августа отмечают День виниловой пластинки. Этот праздник отмечают по инициативе организации Vinyl Record Day Company, занимающейся «сохранением виниловой музыки и ее культуры».
Первый винил, также известный как фонографическая пластинка, был создан немецким инженером Эмилем Берлинером, работавшим в США. Берлинер предложил использовать в качестве носителя звука цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, и аппарат для воспроизведения звука с этого диска — граммофон. Диск Берлинера позволял снимать с него металлическую копию — матрицу для массового производства грампластинок путем штамповки. Первая в мире грампластинка, сделанная Берлинером, на сегодняшний день хранится в Национальном музее США в Вашингтоне. К 1895 году проигрыватели виниловых пластинок были выпущены в массы, но вскоре настало время радио. И хотя проигрыватели по-прежнему хорошо продавались в 30-е и 40-е годы двадцатого века, золотой век пластинок достиг своего пика только в 60-х и 70-х годах прошлого века.
11 мая 1964 года в СССР была основана Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», которая объединила основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии, существовавшие на тот момент в стране, и стала государственной организацией по производству, хранению и распространению звукозаписей.
Записи «Мелодии», экспортировавшиеся более чем в 90 стран, получили мировое признание и неоднократно отмечались призами и международными премиями, выпускались известными иностранными компаниями. В свою очередь, «Мелодия» издавала записи по лицензии зарубежных фирм. К началу 1990-х годов фирма входила в шестерку крупнейших мировых звукозаписывающих компаний.
Записывались на грампластинки и произведения Т. Н. Хренникова – оперы, балеты, симфонические произведения. Однако особой популярностью пользовались пластинки с его песнями.
День памяти композитора.
14 августа 2007 года перестало биться сердце замечательного композитора, верного сына Ельца Тихона Николаевича Хренникова. По традиции в этот день в дом-музей приходят почтить память маэстро руководители города, представители общественности, поклонники его творчества.