Голосование по скверу Пушкина

Leave a comment

Анонс временной выставки «Двух жизней нет…»

7 апреля 2021 года в 12-00 ч. в доме-музее Т. Н. Хренникова открывается персональя выставка Надежды Владимировны Поповой, которая приурочена к ее юбилею. На выставке будут представлены работы мастерицы в технике алмазная вышивка. 

Leave a comment

Страна вечно синего неба

 

Монголия – страна с древнейшей историей и многовековыми культурными традициями.

Тихон Николаевич Хренников как композитор, общественный деятель и педагог, бывал в этой стране, поддерживал дружеские и рабочие отношения с монгольскими музыкантами, содействовал обучению монгольских студентов в Московской консерватории. Как человек, немало сделавший для развития современной музыкальной культуры, он был награждён Медалью дружбы.

На память о встречах с монгольскими коллегами и друзьями остались подарки, которые он получал от них. Эти необычные вещи представлены на нашей выставке.

Национальный инструмент «моринхур», который называют монгольской виолончелью. В его звучании слышатся свист ветра в степи и ржание коней. Струны моринхура изготавливаются из конского волоса, а гриф украшен вырезанной из дерева головой лошади.

Панно с изображением всадника – подарок композитора Самбына Гончиксумлы, известного музыканта, автора первого современного монгольского балета, руководителя Союза композиторов Монголии.

Маска буддийского божества – защитника, избавляющего от злых духов. Такие маски в натуральную величину используют участники религиозной мистерии «цам». Его свирепый вид должен устрашать и отгонять от людей все враждебные сущности, болезни и несчастья.

Путешествуя по Монголии, Тихон Николаевич побывал в аймаке Дорноговь. На память он получил сувенир, изготовленный из поделочных и полудрагоценных камней, которые добывают в этой местности.

Настоящая выставка  — память о культурных связях музыкантов и общественных деятелей нашей страны с их монгольскими коллегами

Leave a comment

Исидор Анненский

13 марта 1906 года в Ольвиополе родился кинорежиссёр и сценарист Исидор Анненский. 

Он известен своими экранизациями произведений русской литературы, в первую очередь Чехова: его фильмы «Медведь», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Свадьба» стали классикой советского кинематографа.

С Т. Н. Хренниковым Анненский работал над фильмом «Трое» по одноимённой повести Горького. Фильм вышел на экраны в 1969 году.

Leave a comment

Анонс временной выставки «Страна вечно синего неба»

13 марта в доме-музее начинает работу временная выставка "Страна вечно синего неба", посвящённая 100-летию провозглашения независимости Монголии.

На выставке представлены предметы, полученные Т.Н.Хренниковым в подарок от его монгольских друзей и коллег. Некоторые выставляются впервые.

Leave a comment

День рождения балетной пачки

В балете впервые использовано платье под названием "пачка".

До второй половины XIX века балерины выступали на сцене просто в нарядных платьях, которые мало отличались от тех, в которых приходили зрительницы. Это было платье с корсетом, чуть короче обычного, довольно громоздкое.

С течением времени техника балерин усложнялась и потребовалась более легкая одежда для сцены. Сначала примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки.

Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальони 12 марта 1839 года в Королевской академии музыки и танца на премьере балета Жана Шнейцхоффера "Сильфида", в которой балерина исполняла главную партию романтичной "дочери воздуха". Создавалось платье по эскизам Эжена Лами. Юбка по форме напоминала полураспустившийся цветок. Подобные пачки до сих пор используют в таких знаменитых балетах, как "Шопениана" или "Жизель".

Стиль и форма пачки со временем менялись. На смену длинной французской спустя полвека пришла короткая итальянская. Она была изобретена специально для нового балетного движения – фуэте.

На сегодняшний день в балете есть несколько разновидностей костюма.

Классическая пачка представляет собой юбку в виде блина. Её шьют из легкой полупрозрачной ткани – фатина, его уходит больше 11 метров. Изготовление одной пачки занимает около двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива. Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы, которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек используют только крючки в шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену.

"Шопенку", длинную юбку, тоже шьют из фатина. Такая форма юбки очень хороша для создания мифических персонажей или неживых существ.

Еще один вид платья, которое не выходит из балетного обихода, – хитон. Его юбка однослойная, шьют ее чаще из шифона. В таком платье исполняется роль Джульетты.

В современном балете пачка по-прежнему занимает место королевы

Leave a comment

Анонс выставки «Виват, театр!»

Leave a comment

Памяти Людмилы Лядовой

Сегодня, 10 марта 2021 года, в возрасте 95 лет ушла из жизни композитор Людмила Лядова, автор любимых слушателями песен "Мой марш", "Бархатный сезон", "Чудо-песенка" и многих других. 

Людмила Лядова долгие годы дружила с семьёй Хренниковых.

Она присутствовала на первом фестивале в 2008 году, посетила дом-музей Т. Н. Хренникова.

Leave a comment

Михаил Булгаков

10 марта 1940 года ушел из жизни талантливый писатель и драматург Михаил Булгаков – автор «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Белой гвардии» и многих других прекрасных книг, до сих пор любимых читателями.

Одной из последних работ Булгакова для театра стала пьеса «Дон Кихот». Она была поставлена в театре Вахтангова в 1941 году, уже после смерти автора. Музыку к этому спектаклю написал Т. Н. Хренников. Песни «Серенада Дон Кихота» и «»Баллада о Мерлине» до сих пор исполняются в концертах.

 

Leave a comment

Самый дорогой человек

Самый дорогой человек

«Самый дорогой человек для меня – это мама», — говорил Тихон Николаевич.

Варвара Васильевна происходила из мещанской семьи Харламовых. Как и всех елецких девочек, её учили в первую очередь домоводству: готовить, стирать, ухаживать за детьми, шить и плести кружева. Образование ограничивалось церковно-приходской школой.

В 18 лет она вышла замуж за Николая Ивановича Хренникова, стала хозяйкой дома. В семье было 10 детей: 6 сыновей и 4 дочери. О Варваре Васильевне вспоминали как о строгой, но очень заботливой матери. Она никогда не повышала голос, но дети слушались её беспрекословно.

Тихон Николаевич говорил, что его мама обладала безупречным вкусом и, хотя не имела музыкального образования, была первым слушателем и критиком его произведений. Композитор считал одним из самых счастливых в своей жизни день, когда Варвара Васильевна присутствовала на премьере его оперы «В бурю».

Во время войны семья была вынуждена эвакуироваться в Курган. Там пожилая женщина заболела и, несмотря на заботы дочери Софьи и спешно приехавшего Тихона, скончалась. Его утешало лишь то, что мама успела услышать по радио его Вторую симфонию.

Leave a comment