Экспонат с историей. Братина

Зачался почестный пир, зазвенели кубки и братины, и вместе с ними зазвенел еще другой звон, несовместимы со звучанием хмельного пира. Зазвенели под кафтанами опричников невидимые доспехи.
Толстой А. К., Князь Серебряный.

В Доме-музее Т. Н. Хренникова хранится подарок композитору от фирмы «Липецкие узоры» – братина – один из старейших русских сосудов, который отличался устойчивостью и прочностью.

Изготавливали его как из дерева, так и из металла. На раскопках древних городищ также были найдены братины глиняные и костяные. Талантливые мастера добивались того, что сосуд становился произведением искусства: деревянные братины расписывались диковинными узорами, металлические — украшали драгоценными камнями, гравировкой, цветной эмалью, причудливым орнаментом.

На Руси использовались в быту братины двух видов. Первые — округлые с одной или двумя ручками, низким поддоном и иногда с коническими крышками, похожими шлемы древнерусских витязей. Вторые — напоминают ковш, который был в форме ладьи с головой коня или водоплавающей птицы. Тут стоит отметить, что форма сосуда в целом, стилизованная под водоплавающую птицу, ничто иное, как дань уважения и почитания Богини Макоши, которая у славян нередко изображалась в виде утки.

Обряды, связанные с братиной, несли глубокий сакральный смысл. Так, в древности люди из разных весей собирались на совместные праздники, ярмарки и игрища, считая себя единым славянским родом, братьями. После проведения празднеств, уже на пирах-трапезах укоренился обычай пускать братину по кругу, показывая силу единства. При этом до дна пить не принуждали, можно было просто пригубить. Круг не должен был разомкнуться. Мудрость подобных традиций помогала народу жить в мире и согласии.

В дальнейшем это обряд единения прочно вошёл в княжеские хоромы: братину пускали по кругу дружинники на пирах. Все вне зависимости от чина пили из одной чаши. Заздравная за князя (позже царя) испивалась до дна. Запущенная на пиру круговая чаша убеждала в добрых намерениях и считалась знаком доверия. После братины забывались обиды, так как вместе с сосудом, как верили наши предки, передавалась другому часть Сердца.

Наливали в братину зависимости от ситуации: квас, пиво или вино, а также сурыню на молоке, травах и меду.

Из больших братин зачерпывали напиток специальными ковшами (братинками). Если вернуться к образности, то братина с малыми ковшами по бокам подразумевал птицу, сидящую на яйцах. Символ спокойствия и твёрдости.

Удивительной и практичной особенностью сосуда являлась его способность долго сохранять температуру напитка. А его устойчивость и прочность надолго стали своеобразным символом крепости дружеских отношений.

Leave a comment

3 марта

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1799 году русская эскадра под командованием Фёдора Фёдоровича Ушакова взяла штурмом крепость Корфу.

   

 

Leave a comment

День кошек

1 марта – день кошек.

В первый день весны в России отмечают день кошек. Пушистые мурлыки давно завоевали сердца россиян. Есть даже поговорка – «Без кота дом сирота». Кошки не только создают уют, но и выполняют важную работу – ловят мышей и крыс, предотвращая эпидемии. Достаточно вспомнить, что после снятия блокады Ленинграда в город прислали несколько вагонов кошек из Сибири и Ярославля для борьбы с расплодившимися грызунами.

Кошки официально состоят на работе в Эрмитаже и многих других музеях, следя за сохранностью экспонатов и радуя посетителей ухоженным внешним видом.

Многие известные люди были любителями кошек: политики Екатерина Великая и Леонид Брежнев, поэты Марина Цветаева, Владислав Ходасевич и Иосиф Бродский. Лингвист Юрий Кнорозов, расшифровавший письменность майя, называл кошку Асю своим соавтором.

Любителем кошек был и Тихон Хренников. В их доме 21 год прожил кот Атос и был не просто домашним животным, а членом семьи.

Хозяином кот считал композитора – спал у него в ногах, а летом, на даче, приносил ему в кровать свежезадушенных мышей. Остальным домочадцам Атос милостиво позволял себя кормить и гладить.

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Картина Николая Зеленского «Т.Хренников за роялем»

Картина Николая Зеленского «Т.Хренников за роялем» — один из первых портретов композитора. В конце 30-х годов имя Хренникова становится известным любителям музыки: в детском музыкальном театре Натальи Ильиничны Сац с успехом идёт пьеса «Мик» с его музыкой, в театре Евгения Вахтангова — шекспировская комедия «Много шума из ничего», в которой звучат его песни; заметным событием в музыкальном мире стала опера о гражданской войне «В бурю», написанная композитором по предложению Владимира Ивановича Немировича-Данченко и поставленная в театре Станиславского в 1939 году.

Тихон Николаевич становится известным в музыкальной и театральной среде, в числе его знакомых появляются люди искусства, в том числе и художники. Одним из таких художников стал портретист Николай Зеленский.
Первые наброски к картине были сделаны в 1940 году. Работа продолжалась медленно: композитор был занят в театрах, много времени отнимала работа над  Второй симфонией и музыкальным фильмом «Свинарка и пастух», который снимал режиссёр Иван Пырьев на студии «Мосфильм», и часто позировать не было времени.

Зеленский подошёл к заказу ответственно. На картине мы видим два варианта портрета. При этом фон одинаков: тёмно-синяя стена, такая же тёмно-синяя печка, чёрный рояль, коричневый стул. Художнику явно интересен человек, а не окружающая его обстановка. В обоих вариантах музыкант запечатлён в процессе работы. Отличаются только поза и одежда. В первом варианте композитор в тёмной одежде замер, задумался, положив руки на клавиши. Во втором в светлой рубашке — играет только что пришедшую в голову мелодию.

К сожалению, портрет так и не был закончен: началась война, Хренников с семьёй уехал в эвакуацию в город Свердловск (Екатеринбург) и очень редко бывал в Москве, а вскоре Николай Зеленский умер. Тихон Николаевич сожалел о раннем уходе талантливого художника и хранил этюд как память о нём, а в 2000 году передал его в музей. Несмотря на незавершённость, картина представляет собой интересный пример портрета середины двадцатого века.

Leave a comment

23 февраля

День защитника Отечества

День защитника Отечества. В 1918 году была создана Рабоче-Крестьянская Красная армия.

Наверх  

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Фрак

Фрак — мужской вечерний костюм особого покроя, для официальных мероприятий, состоящий из пиджака, короткого спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади, и брюк с атласными лампасами.

Особенностями своего вида фрак обязан тому, что он был первоначально элементом формы одежды кавалерийских офицеров, позволявшей им с удобством ездить верхом (особенно, садиться на лошадь) и при этом эффектно выглядеть.

Появился фрак во Франции в середине 18 века и был исключительной военной одеждой и первоначально ни в коем случае не относился к парадной одежде. Но тот факт, что в те времена кавалерийские офицеры принадлежали, как правило, к высшему сословию и, конечно же, часто появлялись на званых вечерах и балах, постепенно привёл к тому, что фрак стал модной в тевремена одеждой для торжественных случаев.

Во времена Великой французской революции появились фраки в стиле «инкруаябль» (невероятные). Он был снабжён чрезмерно большим воротником и лацканами, дополнялся не менее внушительным галстуком, закрывавшим подбородок, а туго накрахмаленный воротник рубашки доходил до середины щёк. В России во времена правления Павла I такие фраки, ставшие своеобразным символом бунтующей Франции, были запрещены и лишь после кончины императора вновь появились в столичных салонах, а затем превратились в повседневную одежду, о чём свидетельствуют упоминания в классике: зелёный фрак Пьера Безухова или брусничный фрак с искрой гоголевского Чичикова. Чёрный фрак считался тогда траурным костюмом.

В начале 19 века фрак «поднимает» фалды значительно выше колена. Шьют их из тонкого сукна или бархата. Чуть позже моду на фраки начинает задавать известный франт и щеголь Джордж Браммел. Благодаря ему эксцентрика материала и аксессуаров уступила место безупречному крою, значение которого вышло на первый план. Появилось цветовое разделение фраков по времени суток: так, светлый серый фрак предназначался для дневных выходов, а темный – для вечерних. Воротник декорировался бархатом, который обычно контрастировал с основным цветом наряда. Особого внимания заслуживали пуговицы: они могли быть сделаны из настоящего серебра или фарфора, из драгоценных камней.

К последней трети 19 столетия фрак практически исчез с улиц, уступив место смокингам и пиджакам, и превратился в парадный туалет для торжественных и официальных мероприятий, проходящих в соответствии со строгим протоколом. Со временем их стали носить также и танцоры, и музыканты.

В Доме-музее Т.Н.Хренникова хранится два фрака – единственные концертные костюмы композитора. Первый концертный костюм был куплен в Московском театре оперетты в середине 20 века, и со слов Тихона Николаевича, именно в нем он объездил почти весь мир, исполняя свои произведения. А вот второй концертный костюм был куплен уже в конце 20 века.

Leave a comment

15 февраля

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день в 1989 году советские войска были выведены из Афганистана.

   

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Сундук-укладка

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, комоды, чемоданы, которые появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.

В Россию сундук пришел с Востока и получил широкое распространение. До 19-го века именно он стоял во главе всей домашней мебели. В дневное время он использовался как лавка, ночью на нём спали. Сундук всегда он служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Поэтому и богатство семьи на Руси измерялось именно количеством сундуков.

В нашем музее хранится интересный вид сундука. Его называют сундук-укладка — это вариант вместительного сундука среднего размера, распространённый в России 17–18 века. Слово «уклад» в древнерусском языке значило «дань, налог» и было связано с материальными ценностями.

Сундук-укладка использовался в качестве переносного хранилища для дорогих вещей. Часто сундуки-укладки использовались для сбора, хранения и перевозки приданого невесты, которое родители девочки начинали собирать со дня её рождения: «Невеста в колыбельку — приданое в коробейку». Приданое же включало в себя огромное количество различных вещей: бельё, платья, постель, ткани, из которых женщина будет обшивать семью, «невестины дары» будущему мужу и его родне (полотенца и пояса), «свадебный убор» (рубаху, сарафан, головной убор, пояс, украшения), «украшение жилища» (расшитые полотенца, , столешники, настилальники-простыни,) и «смертный узел» — оберег от ранней смерти. Перед свадьбой сундук со всем приданым укладывался в телегу, имущество невесты переезжало вместе с ней в дом жениха.

 

#Культура48 #КультураЕльца #культурадляшкольников #кдш

 

Leave a comment

Зимние забавы

7 февраля в России отмечают День зимних видов спорта, который впервые отмечался в 2015 году, а дата для празднования тогда была выбрана не случайно.

Об идее учреждения этого праздника и решении отмечать его ежегодно заявил Александр Жуков, занимавший тогда пост Президента Олимпийского комитета России. Он пояснил, что День зимних видов спорта – праздник, посвященный XXII зимним Олимпийским играм, которые проходили в российском городе Сочи и стали важным событием для всей страны. Поэтому и дату первого Дня решено было приурочить к годовщине открытия Сочинской Олимпиады.

Главная цель учреждения Дня зимних видов спорта – это не только дань уважения российским профессиональным спортсменам, чьи успехи на Олимпиаде повысили интерес к спорту у многих, но и, конечно же, пропаганда здорового образа жизни.

Несмотря на свою известность и плотный график, Тихон Николаевич Хренников всегда находил время для активного отдыха на свежем воздухе. Любимыми зимними видами спорта композитора были лыжи и катание на коньках. Ещё с самого детства он любил кататься на коньках и во взрослом возрасте сохранил эту привычку. В нашем музее хранятся коньки композитора, а также его архивная фотография на лыжах.

Leave a comment

Композиторы – защитники Сталинграда

2 февраля отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Сталинградская битва — одно из важнейших и крупнейших генеральных сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн. Битва происходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия.

В этот день нельзя не упомянуть тех композиторов, кто отдал свои жизни за спасение Родины в Сталинградской битве.

Фёдор Иванович Климентов

Об этом композиторе сохранилось мало сведений. Родился Фёдор Климентов в 1901 году в деревне Алтухово Рязанской губернии. Будучи профессиональным композитором-академистом, он выбрал для себя нестандартный путь, разрабатывая концертный репертуар для русских народных инструментов в стиле классической музыки.

В 1930 году Фёдор Иванович окончил консерваторию по классу композиции А.Н.Александрова, но среди своих учителей часто называл имя Г.Л.Катуара, у которого проходил обучение до Александрова. Будучи студентом, сочинил Сюиту для баяна, которая положила начало развитию академического репертуара для этого инструмента.

Композитор использовал в своих музыкальных работах всю палитру оркестра русских народных инструментов, сочинял песни с такими названиями, как «Зерно к зерну», «Из колхоза на за-вод», «Буденновцы в колхозе». Климентову принадлежит большое количество переложений классики мировой музыки — произведений Бетховена, Верди, Грига, Лядова, Римского-Корсакова, Скрябина, Чайковского и других композиторов — для оркестра русских народных инструментов.

Вступив в Союз советских композиторов, возглавил его «колхозно-совхозный» сектор: проводил занятия по подготовке руководителей кружков музыкальной самодеятельности, отстаивал интересы массового музыкального творчества, считая его неотделимой частью советского музыкального искусства.

Начавшаяся война прервала творческую деятельность Климентова, вступившего в народное ополчение, откуда был переведен в строительный батальон. Но даже там он сумел организовать музыкальную агитбригаду, которая выступала перед строителями после рабочего дня.

В 1942 году, когда немцы рвались к Волге, батальон расформировали, и Климентова отправили на фронт — защищать Сталинград. Там он погиб 5 сентября 1942 года.

Владимир Моисеевич Тарнопольский

Родился композитор в 1897 году в Ростове-на-Дону в семье банковского служащего. С раннего возраста отличался феноменальной памятью. Его способности распространялись на изучение иностранных языков, шахматы, музыку, литературу.

В Московской консерватории Владимир Тарнопольский занимался в классе профессора Р.М.Глиэра. В 1930-е годы композитор работал преимущественно в песенно-хоровом жанре, но также пробовал себя и в крупных формах — писал сюиты и концерты для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Много времени композитор проводил в фольклорных экспедициях по Карелии, на Северном Кавказе, что стало благотворно сказываться на уровне его сочинений.

С началом Великой Отечественной войны Владимир Тарнопольский с семьей уехал в эвакуацию в Саранск, где продолжал работать — писал музыку к драматическим спектаклям.

В марте 1942 сорокапятилетнего композитора призвали в армию. Сначала его назначили старшим дивизионным капельмейстером, но вскоре ему вручили винтовку и отправили под Сталинград. Он помнил все книги, которые прочитал, и все музыкальные произведения, которые сыграл, но вот справиться с ружейным затвором не мог. Владимир Моисеевич Тарнопольский погиб в бою.

Leave a comment