Самуил Самосуд

14 мая 1884 года в Тифлисе родился Самуил Абрамович Самосуд — советский дирижёр, народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий.

Его отец был дирижёром и стал первым учителем своего сына. Позже молодой музыкант учился в Тифлисской консерватории, Праге и Париже. Вернувшись в Россию, он работал солистом-виолончелистом в петербургском Народном доме.

С 1910 года Самосуд выступает как оперный дирижер. В Народном доме под его управлением идут «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». А в 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина.

Самосуд работал с редкостным энтузиазмом и самоотдачей. Композитор И. Дзержинский писал: «Он знает театр, как никто… Для него оперный спектакль — это слияние музыкального и драматического образа в единое целое, создание подлинно художественного ансамбля при наличии единого замысла, подчинение всех элементов спектакля основной, ведущей идее произведения… Авторитет С. А. Самосуда зиждется на большой культуре, творческой смелости, умении работать и умении заставлять работать других. Он сам вникает во все художественные «мелочи» постановки. Его можно видеть беседующим с художниками, бутафорами, рабочими сцены».

Дух поисков и новаторства отличает деятельность Самосуда и на посту главного дирижера Большого театра СССР. Он создал здесь поистине классические постановки «Ивана Сусанина» в новой литературной редакции и «Руслана и Людмилы».

Во время Великой Отечественной войны Самосуд был первым исполнителем Седьмой симфонии Д. Шостаковича (1942). А в 1946 году ленинградские любители музыки вновь увидели его за пультом Малого оперного театра. Под его управлением прошла премьера оперы С. Прокофьева «Война и мир» и Седьмой симфонии. В одной из телеграмм дирижеру С. Прокофьев писал: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ».

Следующий этап творческой жизни Самосуда связан с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где он был руководителем музыкальной части и главным дирижером. «Невозможно забыть репетиции Самосуда,— пишут артисты театра Н. Кемарская, Т. Янко и С. Ценин. — Готовились ли под его руководством веселая оперетта Миллёкера «Нищий студент», или произведение большого драматического дыхания — «Любовь Яровая» Энке, или народная комическая опера Хренникова «Фрол Скобеев», — как проникновенно умел Самуил Абрамович заглянуть в самую сущность образа, как мудро и тонко проводил он исполнителя через все испытания, через все радости, заложенные в роли!»

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>