Т.Н.Хренников — педагог. Часть 2.

Говоря о чьей-либо педагогической деятельности, нельзя не коснуться тех, кто учил этого человека, принимал участие в формировании его личности. Тихон Николаевич часто и охотно говорил о своих учителях, подчеркивая, что на его пути встретилось много добрых и отзывчивых людей, всегда отзывался о них с благодарностью.

Иван Матвеевич Зизюкин (1888-1971гг.).  Разносторонний музыкант, известный музыкальный деятель Ельца, просветитель, регент хора Вознесенского собора, руководитель хора учителей при Доме просвещения, школьных хоров. По свидетельству многих ельчан, И.М.Зизюкина всегда отличали удивительное человеколюбие, жизненный оптимизм, влюбленность в музыку и верное ей служение.

По словам Т.Н.Хренникова, «он был первым из того множества добрых, отзывчивых людей, на которых ему всегда везло». В 20-е годы И.М.Зизюкин был легендой Ельца, вел огромную просветительскую работу. Во всех школах города им были созданы детские хоры разных возрастных групп. «Он руководил, как бы сейчас сказали, музыкальным воспитанием всего города»,  — отмечал Тихон Николаевич. И долгие годы в Ельце трудно было найти человека, который не прошел бы хоровую школу Зизюкина. Именно Иван Матвеевич заметил музыкальный талант маленького Тихона и дал совет серьезно заняться музыкой.

 Эммануил Кветон, воспитанник Московской консерватории, стал первым учителем Хренникова по фортепиано. Благодаря ему Тихон познакомился с основами музыкальной грамоты, приобрел навыки игры на рояле.

(В некоторых изданиях учителем Хренникова назван Иосиф Кветон; имя Эммануил названо в документах, присланных в дом-музей родственницей Кветона Хотиной Татьяной Григорьевной.

«Позже выяснилось, что муж моей тети Валентины Григорьевны Кветон (Хотиной) – Эммануил Иосифович Кветон был первым учителем по фортепьяно 9-летнего мальчика – Тиши Хренникова.

Э.И. Кветон получил высшее образование в Московском императорском университете на физико-математическом факультете, а затем окончил Московскую консерваторию по 2 специальностям: флейте у профессора В.В. Кречмана и специальной теории музыки у профессора А.А. Ильинского.

Его отец — Иосиф Францевич Кветон служил капельмейстером 18-го гусарского Нежинского полка, стоящего в городе Ельце до 1917 года, а с 1918 года и до последних дней жизни руководил городским симфоническим оркестром.)».

Владимир Петрович Агарков, опытный музыкант, воспитанник Константина Игумнова. В 20-е годы он поселился в Ельце,  стал давать уроки фортепианной игры  и «был даровитым и требовательным педагогом», — вспоминал Хренников. Агарков приветствовал увлечение Тихона композицией и отмечал, что в игре юного музыканта уже тогда проявлялись живость и образность.

Анна Федоровна Варгунина, много сделавшая для развития таланта Тихона, но, пожалуй, еще больше – для становления его характера и взглядов. «Анна Федоровна была всесторонне образованным человеком и представляла тот круг русской интеллигенции, в котором высокая культура, пытливость, широта интересов сочетаются с редкой душевной одаренностью и скромностью», — отзывался о ней много лет спустя Тихон Николаевич. В ее доме он слушал много музыки, прочел немало книг об искусстве, открыл для себя мир Пушкина, Гоголя, Толстого, зачитывался историческими романами Данилевского, биографиями великих людей

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>