Т.Н.Хренников — педагог. Часть 6

УЧЕНИКИ Т.Н.ХРЕННИКОВА ОБ УЧИТЕЛЕ

 АЛЕКСАНДР ЧАЙКОВСКИЙ

Процесс обучения в школе Хренникова незаметен, ненавязчив, ибо ты все время поставлен в условия самоанализа. Одиночных, индивидуальных занятий практически не было – все слушали всех…                                                                             Методы его преподавания, с одной стороны, очень просты, а с другой – чрезвычайно сложны. Сам маэстро любит говорить, что научить сочинять музыку нельзя, да и не нужно, а нужно только не мешать способному человеку и иногда, если необходимо, что-то ему подсказать. Отсюда важнейшая особенность его педагогического метода – максимальная свобода действий для студента…

Еще одна особенность педагогического метода Хренникова – отрицание, так сказать, жанровой ступенчатости, свойственной некоторым педагогам, ведущих своих учеников «от простого к сложному». У Тихона Николаевича и в этом отношении подход весьма свободный. Уже на первых курсах он может посоветовать студенту попробовать себя в такой сложной форме, как квартет или квинтет. А позднее, уже зрелого, по консерваторским нормам, композитора вдруг нацелит на работу над «простыми» сочинениями – романсами, фортепианными пьесами. По собственному опыту знаю, что это приносит ощутимо полезные результаты. 

И конечно, в классе Хренникова царит совершенно особая атмосфера – атмосфера всеобщей заинтересованности, доброжелательности. Тихон Николаевич даже критикует студентов как-то так, чтобы и при товарищах не стыдно было, и критикует всегда справедливо, только за дело. При этом ученик никогда не теряет уверенности в своих силах. Нужно ли удивляться, что на уроках большого мастерства всегда много народу – и своих, и чужих…мы, его ученики, видим в нем не только нашего педагога, профессора, но и старшего товарища, друга, который всегда готов помочь и поддержать тебя. 

БОРИС ПЕТРОВ

Занимаясь со студентами, он позволяет каждому в полной мере раскрыть свой потенциал. Не навязывает никаких решений, только очень тонко и аккуратно направляет всех учеников в определенном русле – в русле лучших традиций нашего искусства.                                                                                                               

ВАЛЕРИЙ КИКТА

Прежде всего отмечу, что занятия Хренникова всегда отличали живая непосредственность, свежесть восприятия, горячее, страстное отношение к делу, к тому, над каким материалом студента приходилось работать…

Уроки Тихона Николаевича не только давали готовые сведения, но и учили думать с ним вместе, искать, сопоставлять, побуждали ученика пережить восторг творческого поиска, найденного решения. Уроки Хренникова, всегда проходившие в атмосфере подлинного профессионализма и артистической честности, являли пример органичного соединения живого творчества, направленного на раскрытие замысла сочинения, с настойчивой, конкретной работой над его композиторским воплощением…

Уроки Т.Н.Хренникова носили многогранный характер. Они были полны энтузиазма и любви к музыке и к ученикам. Они всегда были подчинены конкретным обстоятельствам. Индивидуальность ученика в значительной мере определяла их профиль. И самое главное – они были всегда проникнуты огромным обаянием личности педагога.                                                                                                        

МАКСИМ ДУНАЕВСКИЙ

У каждого из нас в жизни был или есть человек, которого можно назвать добрым гением. Для меня этим добрым гением является Тихон Николаевич Хренников, у которого мне довелось учиться в консерватории по классу композиции…

Как тонкий психолог, Тихон Николаевич обладает удивительным свойством – вселить в человека уверенность в собственных силах, как педагог – потрясающе умеет проектировать программу личностно-профессионального становления…»Для меня главное – сплотить студентов вокруг яркой, значительной идеи, — говорил Тихон Николаевич. – именно в этом я вижу одну из важных задач как педагог».                                                                                                           

АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ

Работать на уроке Т.Н.Хренникова всегда было легко. И прежде всего потому, что он никогда не давал почувствовать даже самому молодому, неопытному студенту свое превосходство и во всех случаях оставался внимательным, чутким, доброжелательным. Каждому ученику Тихон Николаевич давал возможность в процессе не только урока, но и в течение всех лет обучения «найти себя», проявить свои взгляды, убеждения, понимание изучаемых проблем, не навязывая, а советуя что-либо, рекомендуя разобраться в том или ином вопросе. Большую положительную роль при этом играл свойственный ему мягкий юмор, не обижавший начинающего композитора, а позволявший ему спокойно оценить свою работу.   Педагогическая деятельность Т.Н.Хренникова выдержала самое серьезное испытание – испытание временем. Его методика, стиль занятий нашли продолжение в деятельности его учеников.                                                                                                  

СЕРГЕЙ ГОЛУБКОВ

С  основными особенностями педагогического метода Т.Н.Хренникова вроде бы все просто и ясно:  это опора на лучшие традиции мировой классики и фольклора, деликатное привитие вкуса к этим традициям, а главное – индивидуальный подход к каждому ученику, участие в его творческой судьбе и, в случае необходимости, элементарная человеческая поддержка.                                                                                        

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>