Балетная музыка Т. Н. Хренникова

К жанру балета Тихон Николаевич Хренников обратился в 1969 году, будучи уже известным и востребованным композитором. Как он вспоминал: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворённым его иногда однобоким развитием – я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление».

Первой пробой пера мастера в новом жанре стал одноактный балет «Наш двор», ставший выпускным для студентов Московского хореографического училища.

Публика приняла его тепло, но выпускники закончили училище, разъехались, и спектакль так и остался единственным.

Следующий балет – «Любовью за любовь» — был поставлен в 1976 году в Большом театре. Композитор обратился к хорошо знакомому произведению – пьесе Шекспира «Много шума из ничего». В 1936 году Хренников делал музыкальное оформление спектакля по этой пьесе в театре Вахтангова, а позже написал оперу на этот сюжет для Камерного театра Покровского. Музыка балета полна энергии и оптимизма, привлекает свежестью и задором, добрым юмором, радостью жизни. Спектакль шёл на сцене театра почти 20 лет, в нем участвовали Нина Тимофеева и Александр Годунов, Светлана Адырхаева и Марис Лиепа, Надежда Павлова и Юрий Владимиров. Ему аплодировали зрители многих стран, в которых гастролировал театр.

Успех балета воодушевил Хренникова, и он продолжил работу в этом жанре, обратившись к другому знаковому для себя произведению – пьесе Гладкова «Давным-давно».  Спектакль был поставлен в театре Красной Армии в 1942 году, а через 20 лет на экраны вышел снятый по этой пьесе фильм «Гусарская баллада». Композитора увлекла идея перевести любимый поколениями зрителей сюжет в танцевальную плоскость. Было добавлено несколько интересных номеров, сцена бала с мазуркой и полонезом, по-новому оформлены сцены боев. Премьера состоялась в 1979 году в Кировском (Мариинском) театре. Через год «Гусарская баллада» пришла в Большой театр.

Позже спектакль ставили в Самаре, Челябинске и Красноярске.

В следующий раз к жанру балета Хренников обращается после большого перерыва, в начале 90-х.  Руководитель Кремлёвского балета, известный хореограф Андрей Петров, когда-то танцевавший в «Гусарской Балладе», предложил композитору рассказать языком танца историю Наполеона. Идея понравилась, и за два года композитор написал музыку к балету «Наполеон Бонапарт». Премьера состоялась в 1995 году на сцене Кремлёвского дворца съездов.

Спектакль шёл с успехом в ряде стран Европы, Азии и Южной Америки.

В 90-е Тихон Николаевич, перебирая накопившийся за многие годы музыкальный материал, нашёл наброски к фильму «Капитанская дочка», вышедшему  на экраны в 1958 году.  Как это часто бывает, многие мелодии в фильм не вошли. И композитор создал на их основе балет, премьера которого состоялась в Омске в 1999 году. История, рассказанная Пушкиным и проиллюстрированная Хренниковым, стала гимном любви, торжествующей над всеми бедами и горестями жизни.

Тихон Хренников написал всего 5 балетов, но каждый из них стал заметным событием в музыкальной жизни нашей страны.

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>