Как известно, слово «театр» произошло от древнегреческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.
Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.
Всемирный день театра отмечают с 1961 года. Это профессиональный праздник актеров, режиссеров, светотехников и звукоинженеров, гримеров, театральных художников, даже гардеробщиков и билетеров. 27 марта по всему миру проходят театральные фестивали, тематические выставки, спектакли и экскурсии, а также проводятся крупные театральные премии.
Особое место в творчестве композитора Тихона Хренникова занимает театр. Хренников написал музыку к 8 операм, 6 балетам, 2 опереттам, 2 мюзиклам и 12 театральным постановкам.
Ещё в студенческие годы он начал писать музыку для театра. Одной из первых работ Хренникова в театре в 1933 году стала музыка к спектаклю «Мик» для Детского музыкального театра под руководством Натальи Ильиничны Сац.
Большую роль в судьбе молодого композитора сыграл режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко, предложивший в 1936 году написать ему оперу. Так в 1939 году состоялась премьера оперы «В бурю», которая имела потрясающий успех как в России, так и за рубежом. Позднее Тихон Хренников обращается к жанру комической оперы. Он пишет музыку к спектаклю «Фрол Скобеев» (первая редакция 1945-1950гг.) и «Безродный зять» (новая редакция 1966г.). Следующим серьезным произведением в творчестве Т. Н. Хренникова стала опера «Мать» (1957г.).
Затем Тихон Николаевич вновь обращается к детской теме и пишет музыку к опере-сказке «Мальчик-великан» (1968г.). Для детей впоследствии Хренниковым была написана музыка к балету «Наш двор» (1-я редакция 1969г.) и «Ребята нашего двора» (2-я редакция 1980г.) – это первый балет автора о детях и для детей. К произведениям для детей Тихон Николаевич Хренников обращался еще не раз, им была написана музыка к театральной постановке «Умные вещи» (1965г.), балету Капитанская дочка» (1998-1999гг.) и мюзиклу «Чудеса, да и только!» (2001г.).
На протяжении многих лет Т. Н. Хренников писал музыку для театра к операм и балетам, мюзиклам и опереттам. Музыка Тихона Николаевича востребована и настоящее время: балет «Любовью за любовь» (1976г.), опера «Много шума из-за сердец» (1971-1972), балеты «Гусарская баллада» (1-я редакция 1978г., 2-я редакция 1980г.), « Капитанская дочка» (1999г.), оперы «Доротея » (1982-1983гг.) и «Золотой теленок» (1984-1985гг.), «Наполеон Бонапарт» (1995г.).