Не только творческие, но и дружеские отношения связывали Тихона Хренникова с одним из самых известных японских композиторов – Ясуси Акутагавой.
В 1954 году он тайно поехал в СССР: дипломатических отношений между СССР и Японией на тот момент не было, поэтому пришлось действовать нелегально. Тогда-то Акутагава Ясуси лично и познакомился с советскими музыкантами Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном, Тихоном Хренниковым и Дмитрием Кабалевским, после они тесно общались и стали хорошими друзьями. На тот момент Ясуси был единственным японским композитором, чьи партитуры свободно публиковались в СССР — конечно же, при помощи друзей-музыкантов.
Он писал композиции к фильмам, выступал на ТВ, вёл музыкальные передачи, работал на радио, дирижировал оркестром. Его произведения получали награды и признание. Также именно Ясуси написал музыку к фильму «Врата Ада» (1953), получившему «Оскара» и «Золотую пальму». В 1956 году он собрал свой первый оркестр, много гастролировал по миру. Акутагава был одним из тех, кто возрождал мир послевоенной японской музыки.
В 1981 году он побывал в Москве в качестве участника Фестиваля современной музыки и дирижировал Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио, который исполнил его произведение.
Хорошим другом Тихона Хренникова стала скрипачка Йоко Сато, ученица Леонида Когана.
Одно из любимых его произведений – Первый скрипичный концерт Хренникова – они играли вдвоём: солировал то один, то другой скрипач. Получился яркий концертный номер, который пользовался неизменным успехом у публики. В 1966-м Йоко стала обладательницей 3-й премии на конкурсе Чайковского.
Она много гастролировала в СССР, один из концертов состоялся в Ельце.
Были и очень успешные гастроли в Японии, где Йоко исполняла Первый скрипичный концерт, за роялем был автор, а дирижировал оркестром Валерий Гергиев.