Друзья-коллеги. Николай Чемберджи.

Долгие годы дружбы связывали Тихона Хренникова с Николаем Чемберджи.

Они были не только коллегами, но и соседями: жили в доме на 3-й Миусской улице. Николай Карпович, помимо сочинения музыки (он написал несколько инструментальных сочинений, первую башкирскую оперу «Карлугас») занимал ответственные должности в Союзе композиторов, принимал активное участие в создании Музфонда СССР. Уже после смерти Чемберджи Тихон Николаевич старался помочь его жене – талантливому композитору Заре Левиной. Её дочь Валентина писала в своей книге «Не потерять следов»:

«В 1965 году у мамы был первый, очень тяжелый инфаркт. Робея, я позвонила Тихону Николаевичу. Он снял трубку. Он всегда сам снимал трубку…  Помню, как сообщила ему о несчастье — у мамы тяжелый инфаркт. Он очень огорчился и сам без лишних слов сказал, что сделает все возможное. Уже на следующий день мне позвонили из кремлевского отделения Боткинской больницы, и маму положили туда… За 12 лет маминой болезни я не раз обращалась непосредственно к Хренникову, а так как у мамы было пять инфарктов, мне пришлось делать это многажды, и он всегда помогал…

Мамы уже не было. Незадолго до своего ухода из жизни она сказала мне: “Имей в виду, что Второй фортепианный концерт — мое лучшее сочинение”. Отлично помню, как мама еще в Рузе показывала этот концерт знакомому дирижеру, и тот обещал ей исполнить его. Но дозвониться этому дирижеру оказалось полной утопией. Потеряв надежду, я даже написала ему, но знаменитый дирижер не удостоил меня ответом. Я хорошо помнила по прошлой своей жизни: когда делать нечего и все двери оказываются наглухо запертыми, что делать? Что делали все? Обращались к “Тихону”, как его называли между собой. И он всегда, если мог, помогал. Итак, я позвонила Тихону Николаевичу, и он и на этот раз оказался верен себе — вскоре концерт был записан на радио.

Думаю, что как раз демократичность и была высшим проявлением государственности Тихона Николаевича. Члены Союза композиторов в своем подавляющем большинстве его любили, а это немало. Он оставался на своем высоком посту при всех режимах не только благодаря гибкому поведению, интуиции и политике компромиссов, но, конечно, и благодаря этой любви.

И, может быть, самое главное о Хренникове. Он хороший композитор. Если бы не участие в политике, он написал бы еще больше хорошей музыки. Интересно, что, когда во времена перестройки многие знаменитые поэты, писатели, композиторы и художники остались знаменитыми, но знаменитыми п л о х и м и писателями, композиторами, поэтами и художниками — этого не случилось с музыкой Хренникова…  Остались все любимые его песни: знаменитая “Колыбельная Светланы”, “Как соловей о розе”, прекрасная театральная и киномузыка, фортепианный и скрипичный концерты, симфонии… Хренников остался известным

х о р о ш и м композитором России.»

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>