Сегодня исполняется 225 лет со дня рождения гениального поэта Александра Сергеевича Пушкина, творчество которого занимает особое место в сердцах любителей литературы. Вклад Александра Пушкина в отечественную литературу бесценен. Произведения Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, по ним написаны оперы, балеты, хоры, они многократно экранизированы.
Для композитора работа с произведениями поистине великого поэта представляет собой трудную и ответственную задачу. Необходимо понять замысел автора, соответствовать ему и перенести его в музыку так, чтобы «не заглушать звуками музыку слов».
Будучи студентом музыкального техникума, Тихон Хренников впервые обратился к творчеству Александра Сергеевича Пушкина в 1931 году. Он написал музыку к песне «Старый муж, грозный муж» из поэмы «Цыганы». Сам он эту ученическую работу вспоминал с улыбкой.
В 1935 году, на предпоследнем курсе Московской консерватории, будущий композитор сочинил музыку к трем стихотворениям Пушкина — «Не пой, красавица, при мне», «Зимняя дорога» и «Я здесь, Инезилья».
В 1958 году вышел на экраны фильм Владимира Каплуновского и Николая Коварского «Капитанская дочка» по повести Пушкина. Музыку к картине написал Тихон Хренников. Фильм был успешен, получил премию «Золотой парус» на фестивале в Локарно, а также был отмечен дипломами кинофестивалей в Монреале и Ванкувере.
Композитором было создано много музыкального материала, в фильм он вошел далеко не весь, и композитор еще раз вернулся к этому произведению: в 1999 году в Омском Центральном детском музыкальном театре состоялась премьера балета «Капитанская дочка». Позже он был поставлен в Нижнем Новгороде и Детском музыкальном театре Наталии Сац. Сам композитор имел свой взгляд на балет: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием — я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление». Сюжет «Капитанской дочки» очень подходил для такого спектакля: стихия народного бунта и придворные балы, интриги и дуэли, и счастливая история любви — эти события послужили основой для множества прекрасных мелодий.
В постоянной экспозиции нашего музея находятся эскизы декораций к балету «Капитанская дочка», автором которых является дочь композитора – Наталья Тихоновна Хренникова.
В 1972 году по мотивам поэмы А.С.Пушкина был выпущен кинофильм «Руслан и Людмила», музыку к которому написал Тихон Хренников. Перед композитором стояла сложная задача — музыка, сопровождая действие, не должна «заглушать» мелодию пушкинского стиха. Тихон Николаевич прекрасно справился с этой задачей. В фильме очень много музыки: она характеризует героев, подчеркивает драматичные моменты, задает нужное настроение, но нигде не выходит на первый план. Фильм «Руслан и Людмила» с удовольствием смотрят и взрослые, и дети. В 1976 году он получил приз на кинофестивале детских и юношеских фильмов в Салерно.
Творчество Александра Сергеевича Пушкина поистине велико и многогранно. И каждый композитор, обращаясь к нему, находит что-то свое, создавая восхитительную музыку. Нашел свои бесподобные мелодии в его творчестве и Тихон Хренников.