Музыка стиха. К дню рождения И. А. Бунина.

 

Иван Бунин известен, прежде всего, как самобытный и талантливый писатель. Однако сам он считал себя в первую очередь поэтом.

Начинал Иван Бунин с пейзажных стихотворений. Стихи его пейзажной лирики обладают невероятной выразительностью. По Бунину природа единственно гармонична. Только в ней и есть красота, которая способна исцелить человечество.

Стихотворение «Бледнеет ночь» было написано Буниным в 18 лет. Это ода рождению нового дня, новому восходу солнца. Ранняя прохлада, утренний туман, роса на окнах, спящий мир – все находит отражение в стихотворении Бунина. «Прошел короткий сон», герой ступает на балкон и, ошеломленный красотой предрассветной природы, замирает в прекрасной минуте ожидания.

Стихотворение Бунина «Вечер» относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом. Но вечер лишь повод для размышлений о счастье. Лишь в редкие моменты жизни к человеку приходит осознание, что для истинного счастья нужно совсем немного. Для начала достаточно лишь прочувствовать гармонию, совершенство и красоту окружающего мира.

 Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской. Бунин размышляет о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. Одиночество, обреченность, судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души. Господа он зачастую восславлял именно за дарованную им возможность обретения этой гармонии

После соприкосновения с природой ежедневные тревоги и печали удаляются, их место занимает желание жить, несмотря на невзгоды.

Одним из последних сочинений, написанных Буниным перед эмиграцией,  стало стихотворение «И цветы, и шмели…».

Поэт чувствует себя блудным сыном, потому что в житейских заботах он забыл о том, что окружающая его красота – Божье творение, Его дар человеку. И вот под воздействием красоты, открывшейся ему, он внезапно ощутил, что бесплодно расточил свой дар, утратил самое ценное – любовь, перестал чувствовать благодарность Богу за все, что дано ему в земной жизни. И потому на вопрос о счастье он ответит без слов сладостными слезами, «к милосердным коленям припав». Эти слезы – и прозрение, и раскаяние, и мольба о прощении, и вновь обретенная искренняя сыновняя любовь. Романс «И цветы, и шмели» на музыку И. Шварца можно послушать в исполнении О. Погудина. 

 Бог посылает к человеку ангела-хранителя, чтобы оберегать его.

Для Ивана Бунина таким ангелом-хранителем стала его мать. В стихотворении «Матери» Бунин вспоминает детство, представляя вечера, проведённые рядом с самым близким и любимым человеком. Полумрак в маленькой спальне, ласковая старушка няня и мама, присевшая на край кровати…

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, тёплую кроватку.

И милый, кроткий голос твой:

"Ангел-хранитель над тобой!"

Эта картина вызывает самые нежные чувства: тихую радость, спокойствие, благодарность за любовь и заботу. В своём стихотворении поэт благодарит маму за счастливые дни детства. В последней строке Бунин обращается к уже скончавшейся, но так же нежно любимой им матери с грустным вопросом: «Не ты ли ангелом была?».

В Музее музыки хранится пожелтевшая вырезка из эмигрантской русскоязычной газеты «Новое русское слово» за 1948 год с воспоминаниями Бунина о встрече с Рахманиновым в 1900 году — встрече, которую Иван Алексеевич называл одним из самых своих дорогих воспоминаний. После ужина в ялтинской гостинице «Россия» молодые люди вышли на террасу, спустились во двор, вышли на набережную, продолжая говорить о литературе. Рахманинов обнял Бунина со словами: «Будем друзьями навсегда!» «Произошло между нами нечто такое, что бывало только в романтические годы молодости Герцена, Тургенева, когда люди могли проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком искусстве».

Все дальнейшие годы Рахманинов с неослабевающим вниманием следил за творчеством Бунина. Младшая дочь композитора Татьяна вспоминала, что ее отец очень любил Ивана Алексеевича: «Любил его стихотворения, рассказы, говорил, что Иван Алексеевич все по-особенному слышит, рассказывал даже, как он поправил какое-то слово, когда отец читал, и научил его, как его произносить нужно, — о внутренней музыкальности стихов говорил, и о том, как Иван Алексеевич читал вслух… Не было большего удовольствия для отца, как подарить ему хорошую книгу. А Ивана Алексеевича он читал часто…»

 

«Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки», — утверждал Рахманинов. За двадцать семь лет — с 1890 до 1917 года — он написал восемьдесят романсов — и ни одного в эмиграции. Была утеряна нить, связывавшая композитора с Россией. Стихи и проза Бунина были одной из оставшихся связующих нитей.

На стихи Бунина Рахманинов написал романс «Ночь печальна».

Стихи о любви в творчестве Бунина представлены в меньшем количестве, но, тем не менее, играют большую роль среди его произведений.

Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Преобладают мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений. Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек.

Стихотворение «Розы» посвящено двум нежным цветам, которые «под окном раскрылись», напоминая «две чаши, полные огня». В этом сравнении нетрудно проследить аллегорию, так как поэт сравнивает цветы с людьми, которых неожиданно сводит судьба. И когда это случается, рождается очень нежное, трепетное и восхитительное по своей красоте чувство, именуемое любовью.

Сравнивая розы с людьми, Бунин все же искренне завидует цветам, так как они обречены всегда быть вместе. Только человеческая рука способна срезать эти роскошные, едва распустившиеся бутоны, однако поэт предпочитает этого не делать, любуясь красотой роз на расстоянии.

Стихи следующего романса, о котором хочется сказать, вы не найдете в поэтическом сборнике Бунина. Они звучат в одной из новелл писателя, после прочтения которой, у автора-исполнителя Александра Городницкого родился «такой русский романс» «Что ж ты сидишь и молчишь одиноко».

В репертуаре знаменитого барда, по его собственному признанию, это единственный случай, когда он написал музыку не на свои стихи.

Из дневника Бунина (сентябрь 1940 г.):

«Пишу и гляжу в солнечный «фонарь» своей комнаты, на его пять окон, за которыми легкий туман всего того, что с такой красотой и пространностью лежит вокруг под нами, и огромное белесо-солнечное небо. И среди всего этого – моё одинокое, грустное Я», «…всю жизнь отстранялся от любви к цветам… Ведь я вот просто взгляну на них и уже страдаю: что мне делать с их нежной, прелестной красотой? Что сказать о них? Ничего ведь всё равно не выразишь!».

Мысль о невозможности выразить чувства словами всегда преследовала Бунина. Об этом и стихотворение «Зачем и о чем говорить»

Точное значение «слов людских» стерлось, оно растрачено и «позабыто». Оставшиеся отголоски, осколки смысла не способны передать мечты и чувства в их первозданной чистоте. Еще одно препятствие для общения – отсутствие достойного слушателя. «Чужое страданье» не дано понять даже самому чуткому и близкому собеседнику.

 Лирический герой стихотворения «Настанет день – исчезну я…» пытается заглянуть за грань жизни. Он принимает тот факт, что его уход – это не финал для всего остального мира. Мир продолжит свое существование, такой же вечный и неизменный, такой же прекрасный.

А жизнь поэта и  писателя Ивана Алексеевича Бунина продолжается для потомков в его прозе, стихах и песнях.

В течение долгих лет эмиграции Бунин как бы вышел из поля зрения наших композиторов и только огромный талант писателя спас его от самой большой трагедии для художника – забвения на родине.

Многие стихотворные шедевры Ивана Алексеевича Бунина все еще ждут своего нового звучания в музыке наших лучших композиторов. А нас ждут новые открытия поэзии Бунина, в том числе через музыку на его стихи.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>