АЛЕКСАНДР ЧАЙКОВСКИЙ
Один из самых известных учеников Тихона Хренникова — Александр Чайко́вский, советский и российский композитор, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель, профессор Московской консерватории. В 2004—2008 — ректор Санкт-Петербургской консерватории. Народный артист Российской Федерации. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации. Председатель Совета Союза композиторов России с 2022 года.
Вот как сам Александр Владимирович говорит о своём учителе: «Процесс обучения в школе Хренникова незаметен, ненавязчив, ибо ты все время поставлен в условия самоанализа. Одиночных, индивидуальных занятий практически не было – все слушали всех…
Методы его преподавания, с одной стороны, очень просты, а с другой – чрезвычайно сложны. Сам маэстро любит говорить, что научить сочинять музыку нельзя, да и не нужно, а нужно только не мешать способному человеку и иногда, если необходимо, что-то ему подсказать. Отсюда важнейшая особенность его педагогического метода – максимальная свобода действий для студента…
Еще одна особенность педагогического метода Хренникова – отрицание, так сказать, жанровой ступенчатости, свойственной некоторым педагогам, ведущих своих учеников «от простого к сложному». У Тихона Николаевича и в этом отношении подход весьма свободный. Уже на первых курсах он может посоветовать студенту попробовать себя в такой сложной форме, как квартет или квинтет. А позднее, уже зрелого, по консерваторским нормам, композитора вдруг нацелит на работу над «простыми» сочинениями – романсами, фортепианными пьесами. По собственному опыту знаю, что это приносит ощутимо полезные результаты.
И конечно, в классе Хренникова царит совершенно особая атмосфера – атмосфера всеобщей заинтересованности, доброжелательности. Тихон Николаевич даже критикует студентов как-то так, чтобы и при товарищах не стыдно было, и критикует всегда справедливо, только за дело. При этом ученик никогда не теряет уверенности в своих силах. Нужно ли удивляться, что на уроках большого мастерства всегда много народу – и своих, и чужих…мы, его ученики, видим в нем не только нашего педагога, профессора, но и старшего товарища, друга, который всегда готов помочь и поддержать тебя».