Чай появился в России в 17 веке. В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской.
Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.
В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.
На период чаепития жизнь замедлялась, наступал период тихой беседы с родственниками, соседями и друзьями. К напитку подавали сахар-рафинад, несколько видов варенья, пряники, мед, булки, пирожки, сухари. По традиции чай пили с размахом, в большинстве домов был самовар с сервизным набором для встречи дорогих, почетных гостей.
Использовали аксессуары, многие из которых изготавливали самостоятельно. Традиционным атрибутом русской чайной церемонии стала баба на чайник, не потерявшая своей актуальности и сегодня. Кукла имела не только эстетическое значение, но и выполняла функцию грелки.
Основа куклы — несколько слоёв ткани, которые сшиваются друг с другом. Перед сшиванием между ткани вставляется прокладка, состоящая из ваты. Практическое применения данных изделий заключалось в том, чтобы теплота чая сохранялась достаточно долго, так как вкусный чай — горячий чай. Чаще всего кукла изображала женщину в пышной юбке.
Но были они и в виде птиц, животных и просто чехлов.
Есть такая кукла и у нас. Это настоящая московская барыня в красивом платье, с чайным блюдцем в руке и ожерельем из баранок. Долгие годы она жила в московской квартире композитора, а теперь украшает экспозицию музея.