В октябре 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения Бориса Хайкина –
советского дирижёра и музыкального педагога.
Родился Борис в Минске, в семье почётного гражданина Эммануила Хайкина агронома и педагога, и Флоры Барщ, учительницы французского языка.
В 1928 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского по классам Н. А. Малько и К. С. Сараджева (дирижирование), А. Ф. Гедике (фортепиано).
По окончании обучения стал дирижёром Оперного театра имени К. С. Станиславского, где работал в течение семи лет. К. С. Станиславский оказал значительное влияние на творческие принципы молодого дирижёра.
В 1936 году переехал в Ленинград, где сменил С. А. Самосуда на посту художественного руководителя и главного дирижёра Ленинградского Малого оперного театра, а также стал преподавать в Ленинградской консерватории. Под его управлением состоялись премьеры опер Д. Б. Кабалевского «Кола Брюньон» и И. И. Дзержинского «Поднятая целина», а также многочисленные постановки русской классики — опер М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова.
В 1943 году возглавил Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, где также исполнял новые сочинения советских композиторов, такие как оперы «Дуэнья» и «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева, «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского, «Князь-озеро» И. И. Дзержинского, «Декабристы» Ю. А. Шапорина. Был уволен из театра в связи с развернувшейся кампанией по борьбе с космополитизмом. В 1954 году возвратился в Москву, где стал дирижёром Большого театра.
В 1957 году дирижировал первой постановкой оперы «Мать» Т. Н. Хренникова.
Гастролировал в Будапеште, Берлине, Бухаресте, Антверпене, Яссах и других городах Европы. Несколько раз получал приглашение руководить заграничными постановками русских опер: «Хованщины» во Флоренции, «Пиковой дамы» в Лейпциге, а также дирижировал операми «Евгений Онегин» в Чехословакии и «Фауст» в Румынии.
Один из крупнейших дирижёров СССР. Основные достижения связаны с интерпретацией русской, итальянской и французской оперной классики. Обладал непревзойдённым артистизмом, хорошим исполнительским вкусом и пониманием стиля. В его оперных постановках органично сочетались драматическая и музыкальная составляющие.
Автор свыше 250 статей по вопросам музыкального искусства.