День балалайки

23 июня – международный день балалайки

Доподлинно неизвестно когда началась история балалайки. Одни музыковеды предполагают, что это исконно русский инструмент, другие уверяют, что она заимствована у киргизов и прародительницей ее является домбра. А некоторые считают, что инструмент переняли у татар.

Балалайки были любимым инструментом скоморохов, на них играли в деревнях и мещанских слободках.

Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на её пути страстного любителя русской народной музыки дворянина Василия Васильевича Андреева.

Образованный молодой человек, путешествуя по Европе, обратил внимание: в Италии есть мандолина, в Испании – гитара, а в России? Услышав звуки "трехструнной" у своего дворового Антипа, Андрееву так по душе пришлась сия музыка, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей не только народа, но и светской публики.

Мало кто знает, что на свете существует целых 7 видов балалаек. Именно благодаря Василию Андрееву был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Занимались этим два русских мастера: Налимов и Пасербский. Результатом деятельности этого творческого союза стало семь видов балалаек: пикколо (самая маленькая), дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас (почти до 2 метров длиной).

Эта великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра В.В Андреева.

Очень важную роль в признании балалайки сыграла императорская семья. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, в результате которой Европа впервые увидела и услышала балалайку. Успех был ошеломляющий.

Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.

Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Успех балалайки в мире был ошеломляющим, и с тех пор она стала одним из символов России. Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.

Не обошли своим вниманием этот инструмент и композиторы.

П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты». Отдал должное балалайке и Т. Н. Хренников: в его композиции «Кадриль», написанной для спектакля «Без вины иноватые», солирует балалайка.

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>