Композиторы – защитники Ленинграда

27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Она стала одним из самых страшных событий Великой Отечественной войны.

К началу блокады 8 сентября 1941 года немало композиторов по призыву или добровольно ушли на фронт, многие были эвакуированы, но значительная их часть оставалась в Ленинграде.

В этот памятный для нашей страны день, мы предлагаем вам вспомнить имена композиторов, которые защищали Родину ценой своей жизни, тех, кто поддерживал соотечественников, по мере сил участвуя в концертах, выступая в воинских частях, на Ленинградском радио: Владимир Фризе, Виктор Томилин, Владимир Иванов-Корсунский, Александр Гефельфингер, Михаил Браиловский, Василий Калафати, Лев Аб, Александр Кобылянский, Леонид Портов, Николай Малаховский, Юлия Вейсберг, Борис Гольц, Игорь Миклашевский, Рудольф Мервольф, Всеволод Рахт, Борис Ушаков, Дмитрий Морозов, Алексей Таскин, Василий Фатеев, Николай Сасс-Тисовский, Александр Гордон, Николай Фомин.

В 1970-х годах, первый секретарь Союза композиторов СССР Тихон Николаевич Хренников, выступая перед концертом из произведений композиторов, погибших в Великой Отечественной войне, сказал такие слова: «Большинство из этих композиторов находились в начале своего творческого пути, но успели уже обратить на себя внимание нашей общественности. И если бы не преждевременная смерть, сегодня эти люди, вероятно, во многом определяли бы лицо советской музыки».

 

Leave a comment

27 января

День воинской славы России

В этот день в 1944 году советские войска освободили от блокады немецко-фашистских войск город Ленинград.

Наверх

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Кукла «баба на чайник»

Чай появился в России в 17 веке.  В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской.

Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.

В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.

На период чаепития жизнь замедлялась, наступал период тихой беседы с родственниками, соседями и друзьями. К напитку подавали сахар-рафинад, несколько видов варенья, пряники, мед, булки, пирожки, сухари. По традиции чай пили с размахом, в большинстве домов был самовар с сервизным набором для встречи дорогих, почетных гостей.

Использовали аксессуары, многие из которых изготавливали самостоятельно. Традиционным атрибутом русской чайной церемонии стала баба на чайник, не потерявшая своей актуальности и сегодня. Кукла имела не только эстетическое значение, но и выполняла функцию грелки.

Основа куклы — несколько слоёв ткани, которые сшиваются друг с другом. Перед сшиванием между ткани вставляется прокладка, состоящая из ваты. Практическое применения данных изделий заключалось в том, чтобы теплота чая сохранялась достаточно долго, так как вкусный чай — горячий чай. Чаще всего кукла изображала женщину в пышной юбке.

Но были они и в виде птиц, животных и просто чехлов.

Есть такая кукла и у нас. Это настоящая московская барыня в красивом платье, с чайным блюдцем в руке и ожерельем из баранок. Долгие годы она жила в московской квартире композитора, а теперь украшает экспозицию музея.

Leave a comment

Василий Лановой.

16 января исполнилось 90 лет со дня рождения Василия Семёновича Ланового — советского и российского актёра театра и кино, мастера художественного слова, общественного деятеля, театрального педагога.

Талант актёра проявился рано: ещё во время учёбы в училище имени Щукина он снялся в фильмах «Аттестат зрелости» и «Как закалялась сталь». Роль Павла Корчагина сделала его знаменитым. Позже были «Алые паруса» и «Иду на грозу», «Анна Каренина» и «Офицеры», «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» — фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кинематографа.

В 1967 году на экраны вышел фильм «Пароль не нужен», в котором Лановой сыграл роль Марейкиса.

На съёмочной площадке он познакомился с Тихоном Хренниковым – автором музыки к этому фильму.

В 2017 году Василий Семёнович посетил наш музей, осмотрел экспозицию и оставил очень тёплый отзыв.

Leave a comment

17 января

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1945 году советские войска освободили Варшаву от немецко-фашистских войск.

 

 

Leave a comment

О работе дома-музея 14.01.2024г.

Уважаемые посетители!

14 января 2024 г. Дом-музей Т.Н.Хренникова работает онлайн в связи с нормами СанПиНа о соблюдении температурного режима в помещении при аномально холодной погоде минус 30 градусов.

Приносим извинения за доставленные неудобства!

Leave a comment

Экспонат с историей. Кресло-качалка

Каждый из нас хотя бы раз в жизни представлял такую картину: за окном темнеет, в камине едва слышно потрескивает огонь, а ты сидишь рядом в кресле-качалке с кружкой чая в руках и тихо покачиваешься. Вокруг тебя только покой и тишина. Эволюция такого уютного и ныне привычного нам предмета интерьера происходила в течение нескольких веков.

Идея качающейся мебели впервые реализована в конструкции детской колыбели. Как деталь интерьера колыбель впервые появляется на картинах европейских художников времен ренессанса в 15-м веке. Другим известным качающимся атрибутом интерьера является детская лошадка-качалка. Массово эти игрушки впервые начали изготовлять в Германии в 18 веке, хотя многое в их происхождении указывает на родство с викторианской эпохой.

Однако точное время, место и автор изобретения кресла-качалки неизвестны.

По одной из версий, первым изобретателем кресла-качалки, считается политический деятель Бенджамин Франклин (1706 – 1790). Согласно легенде, однажды вечером, идя домой, сильно уставший Франклин невольно бросил свой взгляд в сторону дома, на крыльце которого мать укачивала ребенка в колыбели. Именно это размеренное и доброе укачивание подарило ему идею создания кресла-качалки. Придя домой и немного подумав, Франклин прикрепил стул к согнутым полозьям, а позже получил патент на конструкцию кресла-качалки. Однако существует мнение, что Франклин был просто первым его владельцем.

По другим же источникам, кресло-качалку впервые изготовил в Вене знаменитый австрийский мебельщик Михаэль Тонет (1796 – 1871), который много работал и экспериментировал с гнутой древесиной. В 1856 году он получил патент на особый процесс мебельного производства. Тонет и его пять сыновей наладили выпуск инновационной «Венской мебели», которая стала известна своей практичностью и невысокой ценой, но при этом была изысканна. Патент Тонета на технологию производства истек в 1869 году, и рынок наводнился огромным количеством подделок этой популярной в те времена мебели. Тем не менее, к 1900 году у семьи Тонетов было 52 конвейерных производства на заводах в Европе, и они были основными мировыми производителями мебели из гнутой древесины.

С того времени кресло-качалка начинает приобретать популярность как в европейских странах и Америке, так и в России. В конце 19 – начале 20 века это кресло стало неотъемлемым предметом интерьера в дворянских усадьбах. Также оно появляется в домах горожан и творческих людей: литераторов, музыкантов, актеров, художников. Кресла-качалки становятся популярны не только в столичных городах, но и в провинции.

В экспозиции дома-музея находится кресло-качалка 20 века, принадлежавшее композитору. Тихон Николаевич им часто пользовался. Кресло передано семьёй композитора в дар музею в 2018 году.

#Культура48 #КультураЕльца #культурадляшкольников #кдш

Leave a comment

12 января

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1945 году советские войска начали Висло-Одерскую операцию, в ходе которой были освобождены значительные территории Польши, а советские войска вышли на дальние подступы к Берлину.

 

 

Leave a comment

Татьяна Шмыга

95 лет назад, 31 декабря 1928 года, в Москве родилась Татьяна Ивановна Шмыга  — советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса театра оперетты и кино; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки и премии Президента РФ.

Ее отец носил фамилию Мицкевич. Он родился в семье поляков, которые в 1915 г. сбежали в Россию от наступавших немцев. Когда ему было 6 лет, его отца не стало. Мать во второй раз вышла замуж, и они взяли фамилию Шмыга. В России у него изменилось и имя – Яна стали называть Иваном. Татьяна в школьном возрасте стеснялась этой фамилии, она казалась ей смешной и неблагозвучной.

Позже, когда Татьяна стала артисткой, она подумывала о том, чтобы взять псевдоним. Но артист Григорий Ярон сказал ей, что у нее «такая театральная фамилия», ведь Шмыга – одна, и зрители ее ни с кем не спутают: «Замечательная фамилия, звонкая, короткая. Вы только должны постараться из фамилии сделать имя!». Он оказался прав.

Ее родители не были связаны с миром искусства, но как заядлые театралы с детства приучили ее к волшебной атмосфере праздника, сопровождавшей каждое их посещение спектакля. Татьяна часто слушала оперы в Большом театре – отец ее подружки работал там в буфете и по воскресеньям проводил их на утренние спектакли.

Она начала заниматься в музыкальной школе, где у нее обнаружили незаурядные вокальные данные. А после этого поступила в Музыкально-театральное училище им. А. Глазунова. Начала учиться она в одном заведении, а окончила уже другое. Спустя 4 года весь их курс перевели в ГИТИС, на факультет артистов театра музыкальной комедии.

В 25 лет Татьяна Шмыга начала выступать на сцене Московского театра оперетты и отдала ему всю свою жизнь. Зрители сразу заметили и полюбили талантливую актрису. Особым успехом пользовались её Виолетта в «Фиалке Монмартра», Адель в «Летучей мыши», Элиза в «Моей прекрасной леди».

В 34 года Татьяна Шмыга снялась в своем первом художественном фильме – музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», музыку к которому написал Тихон Хренников. Ей предстояло перевоплотиться во французскую актрису и певицу Луизу Жермон, приехавшую в Россию на гастроли и застрявшую «в снегах» в разгар войны. Фактически, она сыграла саму себя – красивую и царственную королеву сцены, которой поклоняются все мужчины вокруг.

Правда, поначалу, получив предложение от Эльдара Рязанова, певица ответила категорическим отказом: «Зачем мне кино? У меня есть театр!» В фильме артистка исполнила романс «Меня позови, избранник мой милый…». Она была в своей стихии, а потому выглядела в кадре очень органично. Но сама певица осталась очень недовольна своей работой. Ей казалось, что у нее неудачный грим и некрасивая прическа, она считала, что плохо спела.

Позже певица не раз исполняла куплеты Луизы на своих концертах, но «Гусарскую балладу» пересматривать не любила. Она говорила: «Мне очень нравится фильм и не нравлюсь в нем я, хотя понимаю, что нельзя требовать многого от совсем неопытной киноактрисы». Тем не менее после этой роли о ней заговорила вся страна.

С Тихоном Хренниковым актриса работала ещё раз: в 1967 году состоялась премьера оперетты «Белая ночь», в которой она сыграла Долли Ланскую.

Leave a comment

Санитарный день

Уважаемые посетители!

31 декабря 2023 года (воскресенье) в музее санитарный день.

Leave a comment