Т.Н.Хренников — педагог. Часть 5

 

УЧЕНИКИ Т.Н.ХРЕННИКОВА ОБ УЧИТЕЛЕ

ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ

В процессе общения с ним (Хренниковым) я пришел к мнению, что он – настоящий педагог…

Обычно рассказ об учителе начинают с изложения основ его педагогической системы. Мне же хочется начать с парадоксальной на первый взгляд мысли. Не заключается ли система Хренникова в том, что у него нет никакой педантично разработанной, раз навсегда данной системы? Педагогика для него тоже творчество, а в творчестве ведь бывают и неожиданные открытия.

Тихон Николаевич никогда не предлагает никаких готовых решений. Он пробуждает, будоражит мысль студента, причем делает это настолько тонко и тактично, что она начинает ему казаться вполне «собственной». Главное же в педагогическом методе Хренникова состоит, на мой взгляд, в том, что к каждому начинающему композитору он подбирает единственно возможный «ключ», который годится только для этой индивидуальности и ни для какой другой…

Уроки Хренникова – вдохновенная импровизация. Здесь находится место и живым параллелям с другими искусствами, и разносторонним ссылкам на самые различные примеры из музыкальной литературы, и остроумнейшим рассказам из прошлого и настоящего музыкантов, да и не только музыкантов. И все это ярко, броско, увлеченно, насыщено сочными жизненными впечатлениями…

«Лейтмотивом» этих своеобразных занятий-импровизаций часто бывают конкретные соображения по поводу какой-либо технологической задачи, детали. Но и они, как правило, носят обобщающий характер. Ошибка студента – менее всего повод для нравоучений Хренникова, но импульс для рождения и развертывания целой оригинальной концепции…

Общение ученика с Хренниковым не просто общение с педагогом. С ним интересно говорить на любую тему – будь то искусство, политика, история… вот почему попасть в класс Т.Н.Хренникова всегда стремились молодые композиторы как со всего бывшего советского союза, ныне России, так и из-за рубежа… Не всякий большой художник так способен собирать вокруг себя людей!

Однажды Тихон Николаевич как-то сказал, что если ученик добивается успеха и не видит в этом заслуги учителя, то последний может гордиться. Он сумел все настолько органично и незаметно в него вложить, что тот даже и не заметил этого. Такая «незаметность» — одна из высших качеств этого большого мастера, глубокого музыканта и мудрого человека.

ТАТЬЯНА ЧУДОВА

Если говорить о таком понятии, как «школа Хренникова», которую прошли все его ученики, то это скорее всего то, что впитали все мы из атмосферы уроков Тихона Николаевича, где все начинается с личности ученика: Хренников абсолютно четко выясняет для себя в первую очередь – кто перед ним и что нужно дать этому человеку. Прежде всего – профессионализм во всем. Занимаясь с учеником, Тихон Николаевич старается улучшить сочинение ученика, не скупиться на идеи, подсказки, щедро делится своим умением, опытом. Это можно назвать щедростью музыкальной мысли. В этом, пожалуй, главная особенность Хренникова-педагога… Способность гордиться своими учениками, чтоб знали и исполняли их музыку – еще одна особенность Хренникова-педагога.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>