Театральное творчество Т. Н. Хренникова

Копия Презентация Microsoft Office PowerPointДорогие друзья. 27 марта мы празднуем Всемирный День театра, учрежденный по инициативе Международного института театра ЮНЕСКО , который  отмечается  ежегодно, начиная с 1962 года.

Всемирный день театра (англ. World Theatre Day) — международный профессиональный праздник всех работников театра, отмечаемый по всей планете ежегодно 27 марта.  Этот праздник традиционно проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

 «Всемирный день театра» установлен в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра (МИТ) (фр. Institut international du théâtre) при ЮНЕСКО (учрежден в Праге (Чехословакия) в 1948 году). Союз Советских Социалистических Республик являлся членом МИТ начиная с 1959 года, с той поры, когда в столице СССР городе Москве, на базе Всероссийского театрального общества, был создан Советский Национальный центр Международного института Театра.

В жизни Т. Н. Хренникова театр занимает особое место.Музыку для театра Тихон Хренников начал писать еще в студенческие годы.

Большое место в творчестве композитора занимают музыкально-сценические жанры: оперы, балеты, оперетты, мюзиклы, музыка к театральным постановкам. Он автор музыки к 8-ми операм, 6-ти балетам, 2-м опереттам, 2-м мюзиклам, 12-ти театральным постановкам.

В 1933-м году, будучи студентом, Хренников написал музыку к спектаклю «Мик» для Детского Музыкального театра под руководством Н. И. Сац.

Большую роль в судьбе молодого композитора сыграл режиссер Вл. И. Немирович-Данченко, предложивший в 1936 году написать ему оперу. Так в 1939 году состоялась премьера оперы «В бурю», которая имела потрясающий успех и не сходила с театральных подмостков более 50-ти лет. Успех этой работы заключался, прежде всего,  в музыке и в индивидуальности композитора. В основе сюжета лежат две темы: народно-героическая (борьба народа за Советскую власть) и лирико-психологическая(любовь главных героев Наташи и Леньки). Первая опера Хренникова неоднократно ставилась не только на родине автора, но и на сценах театров ГДР, Чехословакии, Болгарии, Венгрии и др.

Позднее Тихон Хренников обращается к жанру комической оперы. Пишет музыку к спектаклю «Фрол Скобеев» (первая редакция 1945-1950) и «Безродный зять»(новая редакция 1966). Примечательно то, что замысел оперы «Фрол Скобеев» возник у композитора после окончания Великой Отечественной войны. В основе оперы лежит сюжет из русской истории 17 в., в которой рассказывается о жизни небогатого русского дворянина Фрола и боярской дочери Аннушке. В произведении очень ярко даны музыкальные характеристики героев, показана живость сценического действия, легкость комедийной интриги. Музыка Тихона Хренникова проникнута русским характером, показаны сцены народного гуляния, исполняются старинные бытовые песни. Очень точно передаются музыкальные номера русскими народными ансамблями, выразительны и динамичны вокальные партии. Вот как писал о 2-й редакции «Фрола Скобеева» А. И. Хачатурян: «Иные грани таланта Хренникова проявились в комической опере «Безродный зять» — произведении, ушедшем своими корнями в фольклорную почву. Сколько в ней истинно русской удали, широты, неподдельного веселья!».

Следующим серьезным произведением в творчестве Т. Н. Хренникова стала опера «Мать» (1957). Здесь автор обращается к теме революционной борьбы рабочего класса и пишет музыку в лирико-героическом направлении, показывая весь драматизм того времени. В музыке к опере «Мать» Хренников попытался передать благородство души русской женщины, показать мужество рабочих-революционеров, используя музыкальные средства оперного жанра. Народная музыка, вокальные партии, хоровое сопровождение , — все это сыграло ведущую роль в раскрытии его основной темы – героико-драматической. После первой постановки оперы «Мать» в ГАБТ СССР, спектакль многие годы ставился и в нашей стране и за рубежом.

Затем Тихон Николаевич вновь обращается к детской теме и пишет музыку к опере-сказке «Мальчик-великан»(1968). Как и в каждой сказке,  здесь добро побеждает зло и отличительной особенностью оперы является то, что содержание в ней не « читается», а «поется» и главенствующее место занимает музыка – мягкая и лирическая, веселая и героическая.

Для детей впоследствии Хренниковым была написана музыка к балету  «Наш двор»(1-я редакция 1969) и «Ребята нашего двора»( 2-я редакция 1980) – это первый балет автора о детях и для детей. Этот спектакль призван воспитывать в молодом поколении честность, благородство, чувство порядочности, храбрость. Композитор написал мужественно-мажорную музыку полную искренности и обаяния.

К произведениям для детей Тихон Николаевич Хренников обращался еще не раз, им была написана музыка к театральной постановке «Умные вещи»(1965), балету Капитанская дочка»(1998-1999) и мюзиклу «Чудеса, да и только!»(2001).

Для детей автор писал музыку светлую, чистую, легкую, доступную для восприятия, которая и является основой для каждого художественного произведения.

На протяжении многих лет Т. Н. Хренников писал музыку для театра к операм и балетам, мюзиклам и опереттам. Балетные партитуры композитора рождались на основе его музыки к драматическим спектаклям и были очень популярны. Музыка Тихона Николаевича востребована и настоящее время. Это и балет «Любовью за любовь»(1976) и опера «Много шума из-за сердец»(1971-1972), балеты «Гусарская баллада»(1-я редакция 1978г., 2-я редакция 1980 г.), « Капитанская дочка»(1999 г.) и оперы «Доротея »(1982-1983 г.г.) и «Золотой теленок»(1984-1985).

Особого внимания заслуживает балет «Наполеон Бонапарт», написанный композитором в 1995-м году. В этом произведении Хренников вновь обращается к исторической теме – войне 1812 года. В балете дана хроника жизни Наполеона, а лейтмотивом картины является эмоциональная музыка автора: романтичная и трагичная, очень современная и ритмичная.

О театральной музыке Тихона Николаевича можно говорить много. Но главное заключается в том, что именно музыка гениального композитора приносит успех во всех постановках. Он не приемлет жанрового ограничения в музыке и поэтому его творчество многопланово. А в основе музыки «щедрость души и таланта».

 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>