Среди экспонатов Дома-музея Т.Н.Хренникова особое внимание посетителей привлекают венские стулья.
Венской мебелью традиционно считаются любые изделия, созданные по технологии гнутья дерева с помощью пара. Именно благодаря этой технике венские стулья приобретают свои характерные плавные и скругленные формы. Хотя процесс гнутья дерева был известен еще в Древнем Египте, он получил широкое распространение только в середине XIX века благодаря немецкому мебельному мастеру Михаэлю Тонету.
В 1819 году Михаэль Тонет оборудовал свою собственную мебельную мастерскую в Боппарде. Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые эксперименты — производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры.
Михаэль Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов.
Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых «Стульев с боковым обрамлением», которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины.
Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было скрыть различные способы производства. Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе.
В мае 1849 года он оборудовал свою собственную мастерскую в Вене — Гумпендорфе, на улице Гауптштрассе 396. Здесь была спроектирована модель стула N 1 — продолжение проектов лихтенштейнских стульев. Спинка этого стула состояла из одной единственной петли.
В начале XX века каталоги фирмы тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год. Производство серийных моделей осуществляется при самом незначительном расходе материала и незначительных затратах на монтаж. Основные качества этой модели характерны для оптимального индустриального производства мебели из гнутой древесины.
Сегодня венские стулья остаются популярными и востребованными. Они стали классикой, которая не подвержена модным трендам и временным стилям. Венские стулья – это не просто предмет мебели, это история искусства и элегантности, которая будет жить вечно.