В 2005 году Дом-музей Т.Н.Хренникова получил подарок от композитора – китайскую ширму. Она четырехстворчатая, изготовлена в начале 20 века из красного дерева и натурального шелка. На ширме изображен традиционный китайский рисунок: летящие журавли, ветви деревьев и цветущие пионы.
Трудно себе представить более интригующего и загадочного предмета интерьера, чем ширма. Само слово вызывает ассоциации на какую-то скрытую от глаз случайного свидетеля тайну. Название данного предмета обстановки восходит к немецкому «Schirm», что означает «щит, заслон, защита», однако родилась ширма в Китае на стыке мебельного искусства и живописи.
Первые ширмы появились в Китае примерно в 7 веке н.э. и мгновенно стали популярными. Существовали как огромные ширмы, размещаемые в дворцовых залах, так и крошечные настольные. Китайские ширмы состояли обычно из 3 створок. Створки были бумажные, шелковые, из парчи. Были и лаковые ширмы с инкрустацией. Изготавливались они из лака и золотой фольги. На створках рисовались пейзажи, изображались сценки из повседневной жизни, а также записывались афоризмы и «золотые мысли» мудрецов. Некоторые китайские ширмы составлялись из сорока и более створок и представляли собой настоящие панорамы.
Из Китая ширмы попали в Японию. Японцам они пришлись по душе – в их традиционно минималистском интерьере ширма стала вещью одновременно функциональной и декоративной. Даже во дворцах японских императоров пространство условно делили с помощью ширм. Не могли обойтись без ширмы, скрывающей их от нескромных взглядов, и благородные японские дамы. В аристократических домах ширмы менялись в зависимости от времени года, праздников и даже состава приглашенных гостей. Ширмы расписывались знаменитыми художниками, для ширм слагались стихи. Более того, роспись на ширмах стала важной частью изобразительного искусства Японии. Японские ширмы состояли чаще всего из 2, 6 или 8 створок, делались из дерева и особо прочной бумаги «гампи». Сначала делалась роспись на бумаге, потом бумага укреплялась на деревянной раме.
В Европе о ширмах узнали благодаря путешественникам с Востока. И случилось это, вероятнее всего, еще в эпоху раннего Cредневековья. Во всяком случае инвентарные каталоги с описями имущества резиденций английских королей свидетельствуют о том, что в покоях Генриха VIII имелись ширмы из фиолетового шелка, оправленные в серебряные расписные рамы. Своего апогея мода на ширмы в Европе достигла в ХVII и ХVIII веках, когда они стали необходимыми и чрезвычайно дорогими атрибутами меблировки. Освоили производство ширм и европейские мебельные мастера, заменив традиционную китайскую бумагу тканью (гобеленом или шелком), которую к тому же декорировали вышивкой или росписью. Простота конструкции в сочетании с мобильностью и универсальностью способствовала тому, что при любых капризах моды ширма мгновенно изменяла свои внешние формы и контуры, материал и само декоративное лицо.