Композиторы – защитники Сталинграда

2 февраля отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Сталинградская битва — одно из важнейших и крупнейших генеральных сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн. Битва происходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия.

В этот день нельзя не упомянуть тех композиторов, кто отдал свои жизни за спасение Родины в Сталинградской битве.

Фёдор Иванович Климентов

Об этом композиторе сохранилось мало сведений. Родился Фёдор Климентов в 1901 году в деревне Алтухово Рязанской губернии. Будучи профессиональным композитором-академистом, он выбрал для себя нестандартный путь, разрабатывая концертный репертуар для русских народных инструментов в стиле классической музыки.

В 1930 году Фёдор Иванович окончил консерваторию по классу композиции А.Н.Александрова, но среди своих учителей часто называл имя Г.Л.Катуара, у которого проходил обучение до Александрова. Будучи студентом, сочинил Сюиту для баяна, которая положила начало развитию академического репертуара для этого инструмента.

Композитор использовал в своих музыкальных работах всю палитру оркестра русских народных инструментов, сочинял песни с такими названиями, как «Зерно к зерну», «Из колхоза на за-вод», «Буденновцы в колхозе». Климентову принадлежит большое количество переложений классики мировой музыки — произведений Бетховена, Верди, Грига, Лядова, Римского-Корсакова, Скрябина, Чайковского и других композиторов — для оркестра русских народных инструментов.

Вступив в Союз советских композиторов, возглавил его «колхозно-совхозный» сектор: проводил занятия по подготовке руководителей кружков музыкальной самодеятельности, отстаивал интересы массового музыкального творчества, считая его неотделимой частью советского музыкального искусства.

Начавшаяся война прервала творческую деятельность Климентова, вступившего в народное ополчение, откуда был переведен в строительный батальон. Но даже там он сумел организовать музыкальную агитбригаду, которая выступала перед строителями после рабочего дня.

В 1942 году, когда немцы рвались к Волге, батальон расформировали, и Климентова отправили на фронт — защищать Сталинград. Там он погиб 5 сентября 1942 года.

Владимир Моисеевич Тарнопольский

Родился композитор в 1897 году в Ростове-на-Дону в семье банковского служащего. С раннего возраста отличался феноменальной памятью. Его способности распространялись на изучение иностранных языков, шахматы, музыку, литературу.

В Московской консерватории Владимир Тарнопольский занимался в классе профессора Р.М.Глиэра. В 1930-е годы композитор работал преимущественно в песенно-хоровом жанре, но также пробовал себя и в крупных формах — писал сюиты и концерты для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Много времени композитор проводил в фольклорных экспедициях по Карелии, на Северном Кавказе, что стало благотворно сказываться на уровне его сочинений.

С началом Великой Отечественной войны Владимир Тарнопольский с семьей уехал в эвакуацию в Саранск, где продолжал работать — писал музыку к драматическим спектаклям.

В марте 1942 сорокапятилетнего композитора призвали в армию. Сначала его назначили старшим дивизионным капельмейстером, но вскоре ему вручили винтовку и отправили под Сталинград. Он помнил все книги, которые прочитал, и все музыкальные произведения, которые сыграл, но вот справиться с ружейным затвором не мог. Владимир Моисеевич Тарнопольский погиб в бою.

Leave a comment

2 февраля

 

День воинской славы России

В этот день в 1943 году советские войска разгромили немецко-фашистские войска в Сталинградской битве.

   

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Сувенир-макет «Японская комната»

Хинамацури – один из самых интересных и ярких праздников Японии, который отмечается 3 марта. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как Праздник девочек или Праздник кукол.

В древности он отмечался в 3 день 3 месяца просто как сезонное событие. В это время крестьяне были сравнительно свободны от сельскохозяйственных работ и могли порадоваться первым теплым дням, когда начинали цвести персиковые деревья.

В основе празднования Хинамацури лежат несколько различных традиций. Одна из них восходит еще к эпохе Хейан (794—1185) — в этот день в знатные семейства приглашали заклинателей, которые совершали специальные молебны, чтобы все беды людей перешли на бумажных кукол, которых затем пускали плыть по реке или по морю. Этих кукол называли «нагаси-бина» — куклы, спускаемые по реке.

Первоначально праздник отмечался только при дворе и среди воинского сословия, но вскоре быстро распространился и в народе. Национальным праздник кукол стал в 18 веке, тогда же добавился обычай устраивать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображавших жизнь и обычаи императорского дворца.

Этот обычай сохраняется до сих пор. Теперь это не бумажные куколки, а настоящие произведения искусства из керамики и шелка, наряженные в роскошные одежды. Куклы Хина не предназначены для каждодневных игр, обычно их выставляют в центральной комнате дома на специальной этажерке — хинадана — и просто несколько дней ими любуются. Некоторые такие наборы кукол очень дороги и передаются в семье из поколения в поколение. Обычно, когда в семье рождается девочка, то родители покупают новый набор кукол, который затем дополняется теми куклами, которые дарят им родственники и друзья.

В день праздника девочки надевают нарядные кимоно с цветочным рисунком, ходят в гости, дарят друг другу подарки, едят различные сладости и печенье, пьют сиродзакэ — белое, сладкое, слабоалкогольное сакэ. Во время праздника девочки должны соблюдать правила хорошего тона, таким образом, традиционно Хинамацури служит целям воспитания девочек и позволяет их родителям продемонстрировать гостям, что их дочери хорошо воспитаны и владеют правилами этикета.

В нашем музее есть подарок от японского композитора и дирижёра Ясуси Акутагавы – сувенир-макет «Японская комната», который он подарил Тихону Хренникову на одной из встреч композиторов в Японии.

Уважаемые посетители, с 25 февраля в Доме-музее Т.Н.Хренникова будет открыта выставка «Музыка без границ», на которой будут представлены различные вещи из Японии. Будем ждать вас на открытии выставки 25 февраля в 12:00!

Leave a comment

Композиторы – защитники Ленинграда

27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Она стала одним из самых страшных событий Великой Отечественной войны.

К началу блокады 8 сентября 1941 года немало композиторов по призыву или добровольно ушли на фронт, многие были эвакуированы, но значительная их часть оставалась в Ленинграде.

В этот памятный для нашей страны день, мы предлагаем вам вспомнить имена композиторов, которые защищали Родину ценой своей жизни, тех, кто поддерживал соотечественников, по мере сил участвуя в концертах, выступая в воинских частях, на Ленинградском радио: Владимир Фризе, Виктор Томилин, Владимир Иванов-Корсунский, Александр Гефельфингер, Михаил Браиловский, Василий Калафати, Лев Аб, Александр Кобылянский, Леонид Портов, Николай Малаховский, Юлия Вейсберг, Борис Гольц, Игорь Миклашевский, Рудольф Мервольф, Всеволод Рахт, Борис Ушаков, Дмитрий Морозов, Алексей Таскин, Василий Фатеев, Николай Сасс-Тисовский, Александр Гордон, Николай Фомин.

В 1970-х годах, первый секретарь Союза композиторов СССР Тихон Николаевич Хренников, выступая перед концертом из произведений композиторов, погибших в Великой Отечественной войне, сказал такие слова: «Большинство из этих композиторов находились в начале своего творческого пути, но успели уже обратить на себя внимание нашей общественности. И если бы не преждевременная смерть, сегодня эти люди, вероятно, во многом определяли бы лицо советской музыки».

 

Leave a comment

27 января

День воинской славы России

В этот день в 1944 году советские войска освободили от блокады немецко-фашистских войск город Ленинград.

Наверх

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Кукла «баба на чайник»

Чай появился в России в 17 веке.  В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской.

Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.

В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.

На период чаепития жизнь замедлялась, наступал период тихой беседы с родственниками, соседями и друзьями. К напитку подавали сахар-рафинад, несколько видов варенья, пряники, мед, булки, пирожки, сухари. По традиции чай пили с размахом, в большинстве домов был самовар с сервизным набором для встречи дорогих, почетных гостей.

Использовали аксессуары, многие из которых изготавливали самостоятельно. Традиционным атрибутом русской чайной церемонии стала баба на чайник, не потерявшая своей актуальности и сегодня. Кукла имела не только эстетическое значение, но и выполняла функцию грелки.

Основа куклы — несколько слоёв ткани, которые сшиваются друг с другом. Перед сшиванием между ткани вставляется прокладка, состоящая из ваты. Практическое применения данных изделий заключалось в том, чтобы теплота чая сохранялась достаточно долго, так как вкусный чай — горячий чай. Чаще всего кукла изображала женщину в пышной юбке.

Но были они и в виде птиц, животных и просто чехлов.

Есть такая кукла и у нас. Это настоящая московская барыня в красивом платье, с чайным блюдцем в руке и ожерельем из баранок. Долгие годы она жила в московской квартире композитора, а теперь украшает экспозицию музея.

Leave a comment

Василий Лановой.

16 января исполнилось 90 лет со дня рождения Василия Семёновича Ланового — советского и российского актёра театра и кино, мастера художественного слова, общественного деятеля, театрального педагога.

Талант актёра проявился рано: ещё во время учёбы в училище имени Щукина он снялся в фильмах «Аттестат зрелости» и «Как закалялась сталь». Роль Павла Корчагина сделала его знаменитым. Позже были «Алые паруса» и «Иду на грозу», «Анна Каренина» и «Офицеры», «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» — фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кинематографа.

В 1967 году на экраны вышел фильм «Пароль не нужен», в котором Лановой сыграл роль Марейкиса.

На съёмочной площадке он познакомился с Тихоном Хренниковым – автором музыки к этому фильму.

В 2017 году Василий Семёнович посетил наш музей, осмотрел экспозицию и оставил очень тёплый отзыв.

Leave a comment

17 января

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1945 году советские войска освободили Варшаву от немецко-фашистских войск.

 

 

Leave a comment

О работе дома-музея 14.01.2024г.

Уважаемые посетители!

14 января 2024 г. Дом-музей Т.Н.Хренникова работает онлайн в связи с нормами СанПиНа о соблюдении температурного режима в помещении при аномально холодной погоде минус 30 градусов.

Приносим извинения за доставленные неудобства!

Leave a comment

Экспонат с историей. Кресло-качалка

Каждый из нас хотя бы раз в жизни представлял такую картину: за окном темнеет, в камине едва слышно потрескивает огонь, а ты сидишь рядом в кресле-качалке с кружкой чая в руках и тихо покачиваешься. Вокруг тебя только покой и тишина. Эволюция такого уютного и ныне привычного нам предмета интерьера происходила в течение нескольких веков.

Идея качающейся мебели впервые реализована в конструкции детской колыбели. Как деталь интерьера колыбель впервые появляется на картинах европейских художников времен ренессанса в 15-м веке. Другим известным качающимся атрибутом интерьера является детская лошадка-качалка. Массово эти игрушки впервые начали изготовлять в Германии в 18 веке, хотя многое в их происхождении указывает на родство с викторианской эпохой.

Однако точное время, место и автор изобретения кресла-качалки неизвестны.

По одной из версий, первым изобретателем кресла-качалки, считается политический деятель Бенджамин Франклин (1706 – 1790). Согласно легенде, однажды вечером, идя домой, сильно уставший Франклин невольно бросил свой взгляд в сторону дома, на крыльце которого мать укачивала ребенка в колыбели. Именно это размеренное и доброе укачивание подарило ему идею создания кресла-качалки. Придя домой и немного подумав, Франклин прикрепил стул к согнутым полозьям, а позже получил патент на конструкцию кресла-качалки. Однако существует мнение, что Франклин был просто первым его владельцем.

По другим же источникам, кресло-качалку впервые изготовил в Вене знаменитый австрийский мебельщик Михаэль Тонет (1796 – 1871), который много работал и экспериментировал с гнутой древесиной. В 1856 году он получил патент на особый процесс мебельного производства. Тонет и его пять сыновей наладили выпуск инновационной «Венской мебели», которая стала известна своей практичностью и невысокой ценой, но при этом была изысканна. Патент Тонета на технологию производства истек в 1869 году, и рынок наводнился огромным количеством подделок этой популярной в те времена мебели. Тем не менее, к 1900 году у семьи Тонетов было 52 конвейерных производства на заводах в Европе, и они были основными мировыми производителями мебели из гнутой древесины.

С того времени кресло-качалка начинает приобретать популярность как в европейских странах и Америке, так и в России. В конце 19 – начале 20 века это кресло стало неотъемлемым предметом интерьера в дворянских усадьбах. Также оно появляется в домах горожан и творческих людей: литераторов, музыкантов, актеров, художников. Кресла-качалки становятся популярны не только в столичных городах, но и в провинции.

В экспозиции дома-музея находится кресло-качалка 20 века, принадлежавшее композитору. Тихон Николаевич им часто пользовался. Кресло передано семьёй композитора в дар музею в 2018 году.

#Культура48 #КультураЕльца #культурадляшкольников #кдш

Leave a comment