22 марта исполняется 110 лет со дня рождения Марии - советской актрисы, заслуженной артистки Украинской ССР.
Родители Марии – граф Ростислав Капнист и Анастасия Байдак – принадлежали к знатным и богатым фамилиям. Среди её предков – военачальники, поэты, государственные деятели и казаки. Семья жила в Петербурге, в прекрасном доме на Английской набережной. Всем пятерым детям старались дать хорошее образование: помимо обычных предметов – иностранные языки, рисование, вокал (уроки вокала давал Фёдор Шаляпин, друг семьи).
Всё изменилось в 1917 году. Капнисты уехали в Крым, в своё имение. Там в 1921 году расстреляли отца, умерла старшая сестра Елизавета, а брат Андрей эмигрировал.
В 16 лет Капнист попала в Ленинград, где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. С. Пушкина, а после её закрытия — в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского.
Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми.
27 августа 1941 года Капнист была арестована, 6 июня 1942 года приговорена Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58-1-а «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны». Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой, с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге, где работала вместе с Татьяной Окуневской. В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу от польского инженера Яна Волконского, который позже был расстрелян (Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького «Макар Чудра»). Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в детдом. 11 октября 1951 года Капнист была арестована повторно, 26 декабря 1951 года Красноярским крайсудом по обвинению в антисоветской агитации приговорена к 10 годам заключения.
В 1958 году она была полностью реабилитирована, и все приговоры в отношении неё были отменены «в связи с отсутствием состава преступления». После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме «Таврия» молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко, где Капнист в дальнейшем активно снималась.
В 1972-м Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте «Руслан и Людмила», музыку к которому написал Тихон Хренников. Ей доверили образ Наины.
В процессе съемок случился инцидент, который доставил актрисе немало переживаний. В сценарии ленты в кадре появляется волк, но режиссер Александр Птушко заменил его на другого хищника – тигра. Мария, естественно, об этом не знала. Когда она вошла в павильон, зверь зарычал, женщина оглянулась и увидела, что животное готовится прыгнуть на нее. Капнист так смотрела на хищника, что он быстро ретировался в клетку, а камера успела заснять взгляд актрисы. Кода режиссер сказал Марии, что она молодец, женщина обозвала его подлецом, и в сценическом наряде умчалась в гостиницу «Москва», где находился ее номер. Капнист потеряла сознание прямо у себя на этаже, и в течение нескольких дней не могла подняться с постели.
Марии всегда доверяли играть характерных персонажей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки. В знаменитом фильме «Табор уходит в небо» она сыграла, как давно мечтала, цыганку – правда, не юную красавицу Раду, а старуху Изергиль.
В приключенческой ленте «Бронзовая птица» актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню.
С Тихоном Хренниковым Капнист встретилась ещё раз на съёмочной площадке фильма «Копилка», где она сыграла небольшую роль.
Знающие Марию люди отмечали, что, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю, она оставалась очень добрым, чутким человеком.