Вячеслав Шалевич

27 мая 1934 года в Москве появился на свет Вячеслав Анатольевич Шалевич – актёр театра и кино, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России.

Детство актёра прошло в районе театра имени Вахтангова, с которым он и связал свою профессиональную жизнь.

Дебютом в кино стала роль Алексея Швабрина в фильме «Капитанская дочка», музыку к которому написал Тихон Хренников.

Позже в карьере Шалевича будут роли Дуганова в «Хоккеистах», Аллена Даллеса в «Семнадцати мгновениях весны», Панафидина в «Лекарстве против страха» и многие другие.

Leave a comment

Гости музея

18 мая дом-музей Т. Н. Хренникова посетил Павел Владимирович Тулаев -

профессор истории Международного Славянского Института в Москве, действительный член Кирилло-Мефодиевской Академии Славянского Просвещения, член МОО «Императорское Русское историческое общество», ученый секретарь МСОО «Всеславянский союз», автор книг и публикаций в различных жанрах (некоторые из них переведены на европейские языки), составитель научно- популярных сборников, администратор многоязычного портала www.ateney.ru.,член президиума Славянского комитета России.

Наш гость осмотрел экспозицию музея, рассказал о своих впечатлениях о музыке Тихона Хренникова

и подарил музею свою новую книгу.

Leave a comment

Надежда Павлова

 

15 мая отмечает день рождения Надежда Васильевна Павлова – балерина, педагог, народная артистка СССР.

Надежда Павлова с детства увлекалась танцами, занималась в хореографическом кружке, училась в Пермском хореографическом училище.

В 1975 году получила приглашение в Большой театр, где великолепно танцевала Жизель, Джульетту, Китри, Фригию и Ширин. Безупречная техника танца, незаурядный драматический талант и артистическое обаяние сделали Надежду Павлову одной из самых известных и любимых зрителем балерин.

В 1976 году она исполнила партию Геро в балете «Любовью за любовь» на музыку Тихона Хренникова.

Leave a comment

Самуил Самосуд

14 мая 1884 года в Тифлисе родился Самуил Абрамович Самосуд — советский дирижёр, народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий.

Его отец был дирижёром и стал первым учителем своего сына. Позже молодой музыкант учился в Тифлисской консерватории, Праге и Париже. Вернувшись в Россию, он работал солистом-виолончелистом в петербургском Народном доме.

С 1910 года Самосуд выступает как оперный дирижер. В Народном доме под его управлением идут «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». А в 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина.

Самосуд работал с редкостным энтузиазмом и самоотдачей. Композитор И. Дзержинский писал: «Он знает театр, как никто… Для него оперный спектакль — это слияние музыкального и драматического образа в единое целое, создание подлинно художественного ансамбля при наличии единого замысла, подчинение всех элементов спектакля основной, ведущей идее произведения… Авторитет С. А. Самосуда зиждется на большой культуре, творческой смелости, умении работать и умении заставлять работать других. Он сам вникает во все художественные «мелочи» постановки. Его можно видеть беседующим с художниками, бутафорами, рабочими сцены».

Дух поисков и новаторства отличает деятельность Самосуда и на посту главного дирижера Большого театра СССР. Он создал здесь поистине классические постановки «Ивана Сусанина» в новой литературной редакции и «Руслана и Людмилы».

Во время Великой Отечественной войны Самосуд был первым исполнителем Седьмой симфонии Д. Шостаковича (1942). А в 1946 году ленинградские любители музыки вновь увидели его за пультом Малого оперного театра. Под его управлением прошла премьера оперы С. Прокофьева «Война и мир» и Седьмой симфонии. В одной из телеграмм дирижеру С. Прокофьев писал: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ».

Следующий этап творческой жизни Самосуда связан с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где он был руководителем музыкальной части и главным дирижером. «Невозможно забыть репетиции Самосуда,— пишут артисты театра Н. Кемарская, Т. Янко и С. Ценин. — Готовились ли под его руководством веселая оперетта Миллёкера «Нищий студент», или произведение большого драматического дыхания — «Любовь Яровая» Энке, или народная комическая опера Хренникова «Фрол Скобеев», — как проникновенно умел Самуил Абрамович заглянуть в самую сущность образа, как мудро и тонко проводил он исполнителя через все испытания, через все радости, заложенные в роли!»

 

Leave a comment

Светлана Адырхаева

12 мая празднует день рождения Светлана Дзантемировна Адырхаева – советская балерина, хореограф, педагог, народная артистка СССР.

Девочка из осетинского села Хумалаг поступила в Ленинградское хореографическое училище и блестяще закончила его в 1955 году. Потом была работа в Челябинске, Одессе, и в 1960 году балерину пригласили в Большой театр. Светлана Адырхаева блистала в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Дон Кихоте», «Спартаке» и «Легенде о любви». В 1976 году она исполнила партию Беатриче в балете «Любовью за любовь» на музыку Тихона Хренникова.

В настоящее время Светлана Дзантемировна – педагог-репетитор в Большом театре, среди её учениц такие известные балерины, как Екатерина Крысанова, Евгения Образцова и Анастасия Сташкевич.

Leave a comment

12 мая

Памятная дата военной истории России

День полного освобождения Крыма. Окончание Крымской наступательной операции. 1944г.

 

 

Leave a comment

День рождения «Мелодии»

«Мелодия» — советская и российская фирма звукозаписи, старейшая в России компания звуковой индустрии.

Основана 11мая  1964 года как Всесоюзная фирма грампластинок. Объединила основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии, существовавшие на тот момент в СССР, и стала государственной организацией по производству, хранению и распространению звукозаписей.

С момента основания и до второй половины 1980-х годов фирма «Мелодия» являлась единственной в стране государственной организацией по массовому производству и распространению фонограмм. Записи «Мелодии», экспортировавшиеся более чем в 90 стран, получили мировое признание и неоднократно отмечались призами и международными премиями, выпускались известными иностранными компаниями. В свою очередь, «Мелодия» издавала записи по лицензии зарубежных фирм. К началу 1990-х годов фирма входила в шестерку крупнейших мировых звукозаписывающих компаний.

Записывались на грампластинки и произведения Т. Н. Хренникова – оперы, балеты, симфонические произведения. Но особой популярностью пользовались пластинки с его песнями.

Leave a comment

Военные награды Т. Н. Хренникова

Сегодня, 9 мая 2022 года, в доме-музее Тихона Николаевича Хренникова открывается  временная выставка, посвящённая Дню Победы. На ней представлены военные медали, которыми был награждён композитор. Хотя он не принимал активного участия в боевых действиях, но, как и все советские граждане, вносил посильный вклад в общее дело. Осенью 1941 года, когда фашистские войска рвались к Москве, на киностудии "Мосфильм" шло озвучивание фильма "Свинарка и пастух", в котором он был автором музыки. Там же, на киностудии, он написал песню "Прощание", которая стала одним из символов битвы за столицу. Поэтому музыкант был награждён медалью "За оборону Москвы". Эта награда была учреждена 1 мая 1944 года, первым её получил И. В. Сталин. Автор медали – художник Н. И. Москалёв, наш земляк-ельчанин.

Свой вклад в Победу композитор вносил, сочиняя музыку. В 1942 году впервые прозвучала на радио его Вторая симфония; в Свердловске (Екатеринбурге) в театре Красной Армии был поставлен спектакль "Давным-давно", имевший огромный успех. Вместе с Агнией Барто музыкант написал несколько песен, в том числе "Уральцы бьются здорово", ставшую гимном трудового Урала. И не случайно он получил медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Медаль была учреждена 6 июня 1945 года, авторы – художники И. К. Андрианов и Е. М. Романов.

Неоднократно Тихон Николаевич бывал, как и другие известные артисты, с концертами в госпиталях, исполнял свои песни для раненых. Приходилось выступать и на фронте. Победный май он встретил в Берлине и принял участие в концерте 7 мая на берлинской радиостудии. Среди его наград есть медаль "За победу над Германией", учреждённая 9 мая 1945 года. Её авторы – художники Е. М. Романов и И. К. Андрианов. Эта награда стала самой массовой, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»» получили 14 933 000 человек.

Leave a comment

Песни военных лет. «Соловьи»

Песня «Соловьи» была создана в конце 1944 года.

Василий Соловьёв-Седой в то время жил в гостинице «Москва» и работал над опереттой «Верный друг». Алексей Фатьянов, отличившийся на фронте при штурме венгерского города Секешфехервара, был награждён десятидневным отпуском, во время которого он также прибыл в Москву и поселился в той же гостинице.

Василий Соловьёв-Седой вспоминал:

         Однажды утром дверь моей комнаты открылась, на её пороге я увидел Алексея Фатьянова, молодцеватого, улыбающегося, с медалью на выцветшей фронтовой гимнастёрке. Соскучился я по Алексею и его песням! Оказывается, он получил отпуск для работы со мной, привёз с собой две готовые песни, написанные им на фронте. Алексей тут же прочёл их, а я, сев за пианино, в то же утро написал к ним музыку. Это были «Соловьи» и «Ничего не говорила».       

Сам Алексей Фатьянов так рассказывал о том, как были созданы слова будущей песни «Соловьи», которая в изначальном варианте имела название «Пришла и к нам на фронт весна»: «Помню фронт. В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолётов, во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей!»

В архиве Фатьянова сохранился черновик стихотворения, датированный 1942 годом.

После того как в гостиничном номере была создана музыка к песням, авторы, как вспоминал композитор, «зазвали к себе народ, обслуживавший гостиницу, а также генерала, жившего в соседнем номере, спели наши новые песни, получили одобрение аудитории, а генерал даже стал нашим соавтором, предложив исправить в „Соловьях“ одну строку: „Пусть солдаты (а не ребята, как было у нас) немного поспят“».  Впоследствии, когда песня была передана на радио, одному из редакторов не понравилась именно эта строчка — «идёт война, а мы солдат спать призываем!», — но Фатьянов отказался вносить изменения, и в конце концов песня была исполнена именно в этом варианте.

«Соловьи» полюбились слушателям своей задушевностью и лиричностью, высоко ценил песню маршал Жуков, называя её среди своих любимых наряду со «Священной войной».

Leave a comment

Александр Белявский

6 мая 1932 года появился на свет Александр Борисович Белявский — советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель культуры Польши.

Первые шаги в актёрской профессии делал в юношеской театральной студии, под руководством актёра Леонида Сергеевича Вейцлера.

Окончил геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота в 1955 году. После защиты диплома отправился на работу в Восточно-Сибирское геологическое управление в Иркутске, где впервые вышел на сцену самодеятельного театра. Затем в 1957 году поступил в театральное училище им. Б. Щукина (курс В. А. Этуша) и окончил его в 1961 году.

В 1961 году был привлечён в качестве ведущего первых игр КВН.

Актёр Театра сатиры (1961—1964), театра им. К. С. Станиславского (1964—1966), театра-студии киноактёра (с 1966 года).

Был первым ведущим в 1960—1970-е годы телевизионного «Кабачка 13 стульев». Также часто снимался в польских фильмах. Участвовал в телепрограмме «Белый попугай». Был одним из ведущих актёров дубляжа кинофильмов в 1980-е годы, в том числе стал российским голосом британского комика Бенни Хилла.

Александр Борисович был актёром широкого диапазона, органичным и убедительным в ролях военных и инженеров, преступников и священников, аристократов и бродяг.

Снялся более чем в ста кинофильмах и телесериалах, наиболее известными из которых стали «Четыре танкиста и собака», «Иду на грозу», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Место встречи изменить нельзя» и «Бригада».

В 1979 году на экраны вышел телефильм «Антарктическая повесть», в котором Белявский сыграл Александра Бармина – врача, который лечит товарищей не только медикаментами, но и хорошим настроением.

 Музыку к фильму написал Тихон Хренников.

 

 

Leave a comment