Экспонат с историей. Ломберный столик

В доме-музее Т. Н. Хренникова хранится экспонат – ломберный столик. Это небольшой, изящный стол для настольных игр, как правило, резной и с инкрустированной отделкой. Отделаны ломберные столики порой достаточно дорогими, вплоть до драгоценных, материалами.

Первые ломберные столики появились в Испании, когда зародилась карточная игра «ломбер». Популярность они получили во Франции и Англии в XVI веке, когда наблюдался пик увлечения этой игрой. В то время не изготавливали специальные столики — для ломбера приспосабливали обычную мебель для карточных игр, обивая её сукном.

Изначально в игре участвовали 2–4 человека, которые сидели за квадратным столиком (изделия такой формы на высоких устойчивых ножках можно встретить в некоторых европейских коллекциях). В 17 столетии случился настоящий бум – игра в карты стала безумно популярной, и в благородных семействах этому обучали даже детей. Чтобы карты не скользили, игровую поверхность застилали бархатом или коврами – так, как можно видеть на редких, чудом сохранившихся картинах того времени.

Спустя 200 лет, в 18 столетии карточная игра и ломберные столики пришли в Россию. Особую популярность карты приобрели при Екатерине Великой: они были практически в каждом дворянском доме, а ломберные столы выступали важным элементом обстановки. Весь день они служили подзеркальными столиками, а вечером выходили в центр гостиной, чтобы сыграть свою главную роль. Позже игра «ломбер» была вытеснена другими карточными играми, из-за чего потребность в ломберных столиках практически исчезла.

Примечательно, что первые игровые столы использовались не только по прямому назначению: в описании предметов обстановки британской королевы Анны Стюарт встречается небольшой столик «для чая, карт и письма». Можно сказать, что в семье Хренниковых ломберный столик использовался в лучших английских традициях, а именно для чаепитий.

Leave a comment

19 апреля

Памятная дата России

День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи 1783 год.

 

 

Leave a comment

18 апреля

День воинской славы России

В 1242 году (5 апреля) русские воины князя Александра Невского одержали победу над немецкими рыцарями на Чудском озере.

 

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Китайская ширма

В 2005 году Дом-музей Т.Н.Хренникова получил подарок от композитора – китайскую ширму. Она четырехстворчатая, изготовлена в начале 20 века из красного дерева и натурального шелка. На ширме изображен традиционный китайский рисунок: летящие журавли, ветви деревьев и цветущие пионы.

Трудно себе представить более интригующего и загадочного предмета интерьера, чем ширма. Само слово вызывает ассоциации на какую-то скрытую от глаз случайного свидетеля тайну. Название данного предмета обстановки восходит к немецкому «Schirm», что означает «щит, заслон, защита», однако родилась ширма в Китае на стыке мебельного искусства и живописи.

Первые ширмы появились в Китае примерно в 7 веке н.э. и мгновенно стали популярными. Существовали как огромные ширмы, размещаемые в дворцовых залах, так и крошечные настольные. Китайские ширмы состояли обычно из 3 створок. Створки были бумажные, шелковые, из парчи. Были и лаковые ширмы с инкрустацией. Изготавливались они из лака и золотой фольги. На створках рисовались пейзажи, изображались сценки из повседневной жизни, а также записывались афоризмы и «золотые мысли» мудрецов. Некоторые китайские ширмы составлялись из сорока и более створок и представляли собой настоящие панорамы.

Из Китая ширмы попали в Японию. Японцам они пришлись по душе – в их традиционно минималистском интерьере ширма стала вещью одновременно функциональной и декоративной. Даже во дворцах японских императоров пространство условно делили с помощью ширм. Не могли обойтись без ширмы, скрывающей их от нескромных взглядов, и благородные японские дамы. В аристократических домах ширмы менялись в зависимости от времени года, праздников и даже состава приглашенных гостей. Ширмы расписывались знаменитыми художниками, для ширм слагались стихи. Более того, роспись на ширмах стала важной частью изобразительного искусства Японии. Японские ширмы состояли чаще всего из 2, 6 или 8 створок, делались из дерева и особо прочной бумаги «гампи». Сначала делалась роспись на бумаге, потом бумага укреплялась на деревянной раме.

В Европе о ширмах узнали благодаря путешественникам с Востока. И случилось это, вероятнее всего, еще в эпоху раннего Cредневековья. Во всяком случае инвентарные каталоги с описями имущества резиденций английских королей свидетельствуют о том, что в покоях Генриха VIII имелись ширмы из фиолетового шелка, оправленные в серебряные расписные рамы. Своего апогея мода на ширмы в Европе достигла в ХVII и ХVIII веках, когда они стали необходимыми и чрезвычайно дорогими атрибутами меблировки. Освоили производство ширм и европейские мебельные мастера, заменив традиционную китайскую бумагу тканью (гобеленом или шелком), которую к тому же декорировали вышивкой или росписью. Простота конструкции в сочетании с мобильностью и универсальностью способствовала тому, что при любых капризах моды ширма мгновенно изменяла свои внешние формы и контуры, материал и само декоративное лицо.

 

Leave a comment

13 апреля

Памятная дата военной истории России

День освобождения столицы Австрии Вены советскими войсками 1945г.

 

 

 

Leave a comment

Необычный сувенир

День рождения спички отмечается ежегодно 10 апреля. Дата международная, призвана напоминать человечеству о важном этапе его развития, связанном с изобретением доступного каждому способа добычи огня.

Именно изобретение спичек стало прорывом в развитии цивилизации. В Европе первое упоминание о них относится к 1530 году. Предполагается, что "огненные палочки" завезли из Китая побывавшие там путешественники. Именно в Китае еще в 577 году люди стали пользоваться прародителями современных спичек, которые были распространены и даже свободно продавались на рынках.

Жители Китая использовали сосновые палочки. Их окунали в расплавленную серу и затем высушивали. В Европе спички были усовершенствованы. Этому способствовало открытие фосфора, а затем бертолетовой соли. В 1833 году при их изготовлении начали повсеместно использовать белый фосфор. Позднее он был заменен красным фосфором, из-за того, что белый наносит вред окружающей среде и человеку при производстве и возгорании. В этот же период был разработан классический спичечный коробок, который мы привыкли видеть.

В нашем музее хранится интересный экспонат – именные спички. Они были подарены композитору на день рождения его другом Леонидом Коганом.

Leave a comment

Праздник музыки

Концерт 6 апреля.

Сегодня в доме-музее Т. Н. Хренникова царило фортепиано: в гости к композитору пришли учащиеся школы искусств №1. Юные пианисты порадовали зрителей мастерством – концерт посвящён ансамблевой музыке — и разнообразием репертуара:  адажио и регтайм, полька и марш, мелодии из любимых мультфильмов, задорные песенки…

Leave a comment

Судьба актёра. Василий Меркурьев

120 лет назад, 6 апреля 1904 года, в городе Остров Псковской губернии родился Василий Васильевич Меркурьев  — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог; народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий II степени и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского, кавалер ордена Ленина.

В семье было семь сыновей и одна дочь. По воспоминаниям актёра, отец прекрасно пел, и любовь к пению, к музыке унаследовали все его дети. Сам Меркурьев в детстве пел в церковном хоре.

В 1912—1916 годах учился в церковно-приходском училище, в 1917—1920 годах — в школе «второй ступени».

Театральную деятельность начал в 1920 году в островском театре в качестве артиста и помощника режиссёра. В 1922 году работал управляющим в театре Новоржева. В 1923 году был направлен на обучение в Ленинград в Институт сценических искусств по комсомольской путёвке.

Был учеником Леонида Вивьена, с которым работал всю жизнь. Служил в театре стажёров, театре актёрского мастерства, Самарском драмтеатре и ленинградском театре Красной Армии. В 1937 году вслед за учителем перешёл в Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина, где служил до конца жизни.

Известность Меркурьев получил после войны благодаря комедийным ролям старшего лейтенанта Тучи в «Небесном тихоходе», Мальволио в «Двенадцатой ночи»,

Лесничего в «Золушке».

В 1950 году на экраны вышел фильм «Донецкие шахтёры», музыку к которому написал Тихон Хренников. За роль Горового в этом фильме Василий Васильевич получил Сталинскую премию.

Позже они работали над фильмом «Верные друзья», в котором актёр исполнил роль академика Нестратова.

Олег Табаков вспоминал: «Впервые я увидел его в роли советского мандарина, фамилия у него была Нестратов, занимался он то ли архитектурой, то ли еще чем-то. Суть была не в этом, а в том, как за этим нечто, которое называлось обликом советского человека, жил и удивительно хорошо сохранял себя нормальный человеческий индивидуум со всеми общечеловеческими ценностями. Он был одним из самых любимых киноартистов! 

Военная драма «Летят журавли», в которой Меркурьев исполнил одну из главных ролей, завоевала «Золотую пальмовую ветвь» на 11-м Каннском кинофестивале.

Всего фильмография актёра насчитывает более шестидесяти работ в кино. Слава его была всенародной, зрители его просто обожали. Артиста узнавали по одному голосу, который был совершенно неподражаемый.

Но Меркурьев считал, что он не смог в полной мере реализоваться в профессии.

Потому что режиссёры предпочитали снимать его в комедиях, а сам актёр мечтал о драматических ролях. Например, Василий Васильевич в течение многих лет хотел сыграть Отелло, но он так и не получил заветную роль.

 

Василий Меркурьев был женат на актрисе Ирине Всеволодовне Мейерхольд, которая была дочерью театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Мейерхольда. Василий и Ирина познакомились в 1934 году и вскоре поженились. Для Ирины это был уже третий брак. Из воспоминаний сына актёра, Петра Меркурьева:

 

Отношения моих родителей — Ирины Всеволодовны Мейерхольд и Василия Васильевича Меркурьева — были уникальны. Это была до последних лет юношеская влюбленность. Они были весьма привязаны друг к другу, прожили вместе 44 года, а чувства, тем не менее, оставались свежими. Это не значит, конечно, что все шло гладко. У мамы-то нрав папочкин — Всеволода Эмильевича!

Мама органически не могла быть не правой. И, более того, понимая, что нимало не права, все одинаково доказывала, что права. Мы это воспринимали с юмором. А доброты она была потрясающей. А как мама следила за здоровьем папы — это что-то невероятное. Она всегда знала, где и что у него болит. Они были как сообщающиеся сосуды.

Ирина Мейерхольд в течение 12 лет не могла найти работу, потому что она считалась дочерью врага народа, и поэтому Василию Меркурьеву приходилось тянуть всю семью, в которой было восемь детей. Трое своих: Анна, Екатерина и Пётр, и пятеро приёмных, дети репрессированного брата Петра Меркурьева: Виталий, Евгений и Наталья.

А также двое детей, отставших от поезда во время войны, они жили в семье до середины 1947 года. Поэтому Василию Меркурьеву приходилось много работать, фактически на износ: он снимался в кинофильмах, выступал в театре, ездил по стране с концертами.

Василий Меркурьев всегда к работе относился с огромной ответственностью. Его сын вспоминал: «Мне казалось, что папа все время работает. Он был или в театре, или на съемках, а когда дома — то, сидя в своем кресле или лежа на огромной кровати, обложенный книгами, учил роль. Роль учил всегда тихо — бормотал. А потом, бывало, сидим на кухне — и вдруг он начинает что-то говорить. И это звучало так естественно, что мы не всегда понимали, что это текст роли».

С 1932 года преподавал в Техникуме сценических искусств (впоследствии известный как Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского и ЛГИТМиК.

 Среди его учеников — Игорь Владимиров, Марина Неёлова, Евгений Леонов-Гладышев.

 

Leave a comment

31 марта

 

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж. Европа была освобождена от владычества Наполеона.

   

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Буфет

В Доме-музее Т.Н.Хренникова в постоянной экспозиции находится экспонат – буфет, история которого начинается в далеком 15 веке.  

Само слово «буфет» было позаимствовано из латыни: bufetum, которое буквально переводится как «блестящий стол». Теперь оно имеет несколько значений – это и шкаф для хранения посуды, и помещение, где можно приятно провести время в театральном антракте, а в словаре Даля так называется «комнатка подле столовой, где хранятся все принадлежности к столу».

Самые ранние буфеты представляли собой обычные, прибитые к стене полки, на которые ставили посуду. В 15 веке появляются навесные буфеты, что в некоторой степени спасало хранящуюся в них пищу от насекомых. Изделия оснащались дверцами для вентиляции, часто в готических формах. Настенные полки располагались над столами, и со временем эти «надстройки» трансформировались в единую конструкцию. Впоследствии буфеты стали символом благосостояния владельца и показателем его вкуса.

В начале 17 века гордостью зажиточного человека становилась гостиная — парадная зала, обставленная лучшей мебелью. Именно здесь можно было ненавязчиво похвастаться перед гостями коллекцией столового серебра или майолики. В то время буфеты имели форму шкафов, верхняя часть которых снабжена закрытыми полками, и двухчастные изделия для столового белья, где верхняя была меньше нижней. Большую часть предметов изготавливали из дуба. Именно это столетие приносит популярность буфету по всему миру.

Появление этого предмета интерьера обусловлено и зваными ужинами. Чтобы освободить время для общения, большие блюда с приготовленной пищей и кувшины с напитками необходимо было где-то расположить перед непосредственной подачей на стол. Здесь и пригодилась вместительная столешница буфета. Некоторые предметы были оснащены выдвижными панелями, которые обеспечивали дополнительную площадь.

Постепенно словом «буфет» стали называть не только сам предмет мебели, но и комнату, где он находился. В ней хранили и сервировали блюда, а впоследствии перенесли туда само застолье.

В Россию первые буфеты привезли только в 19 веке. В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами.

Дверцы верхней части буфета делались либо закрытыми, либо стеклянными, в зависимости от того, для чего предназначался буфет – для простого хранения вещей или для демонстрации красивой посуды.

Иногда вместо распашных дверец делалась одна откидная, которую при надобности можно было использовать как дополнительный стол. Внешнему виду буфетов как раньше, так и сейчас, уделяется очень большое внимание. Фасад буфетов всегда очень богато отделывался. Декоративная резьба по дереву, красочная роспись, узорчатые стёкла – всё это обычно присутствовало в оформлении буфетов. Мастера-краснодеревщики могли вложить всё своё умение в отделку шкафа.

Буфеты оказались настолько удобными и функциональными, что добрались до наших дней. Сегодня интерес к посудным шкафам снова возрос в связи с модой на винтажные вещи. Если есть финансовая возможность, буфеты стараются делать в старинном духе – с резьбой и прочими декоративными элементами.

 

 

Leave a comment