Гость музея

9 июня дом-музей посетил Михаил Григорьевич Богданов — композитор, профессор Кафедры оркестровки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов России, член Международной образовательной ассоциации ISME.

Михаил Григорьевич осмотрел музей, поделился с сотрудниками воспоминаниями о своём учителе – Т. Н. Хренникове.

Leave a comment

Пётр Алейников

9 июня 1965 года ушел из жизни Петр Алейников – советский актёр, кавалер ордена «Знак Почёта».

Пётр Мартынович родился в 1914 году в Белоруссии, в бедной крестьянской семье. Его артистический талант проявился рано, он играл в школьных драмкружках и даже в детской колонии (был в его детстве и такой эпизод) ставил спектакли.

В 1931 году Алейников поступил в ленинградский институт сценических искусств. Ещё студентом начал сниматься, был замечен зрителями и режиссёрами, и после окончания института получал много приглашений в кино. Фильмы «Семеро смелых», «Трактористы», «Большая жизнь», «Конёк-Горбунок», «Пархоменко» с его участием вошли в золотой фонд советского кинематографа. Но после войны карьера Алейникова пошла на спад, его приглашали в кино реже и на роли второго плана. Одним из таких фильмов стала картина 1950 года «Донецкие шахтёры», музыку к которому написал Тихон Хренников.

 

Leave a comment

Друзья Людмилы и Руслана

В 1972 году на экраны вышел фильм «Руслан и Людмила», снятый по одноименной поэме А. С. Пушкина.

Режиссёр Александр Птушко был известен своими фильмами «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане». К работе над произведением «солнца русской поэзии» он отнёсся очень ответственно: участвовал в написании сценария, продумывал и выстраивал комбинированные съемки, руководил строительством масштабных декораций, следил за изготовлением реквизита.

Не обошлось и без кинематографических «хитростей»: для одной из сцен в замке Черномора понадобилось около 300 попугаев. Покупать такое количество птиц руководство киностудии отказалось, и режиссёр приказал заменить их… раскрашенными голубями.

Не менее ответственно подошёл Александр Лукич и к подбору актёров. Наряду с известными и любимыми зрителями Григорием Абрикосовым, Вячеславом Невинным, Виктором Шульгиным, Русланом Ахметовым в фильме участвовали и непрофессионалы. Роль Людмилы исполнила студентка иняза Наталья Петрова,

а Черномором стал Владимир Фёдоров – физик-ядерщик (Птушко настаивал, что злого колдуна-карлика и должен играть карлик, а рост Фёдорова был 130 см.).

Молодую Наину сыграла Наталья Хренникова, дочь композитора Тихона Хренникова.

Она вспоминала: «Я ему понравилась, и он меня взял сразу, потому что я была красивая, молоденькая. К тому же у меня были длинные тёмные волосы, очень красивые. И вот он мне сказал: "Я тебя возьму сниматься! Хочешь?"

 В роли старой Наины начала сниматься известная актриса, звезда театра имени Вахтангова Цецилия Мансурова. Один из первых эпизодов с ее участием готовился очень долго и ответственно. Были возведены сложные декорации, установлена пиротехника, многочисленная массовка заняла свои места, сцена была отрепетирована до мельчайших нюансов. Планировалось снять все с одного дубля — очень уж сложной и трудоемкой была подготовка. Все актеры и члены съемочной группы находились в сильном напряжении. После того как прозвучала команда «Мотор!», и началась съемка, Мансурова вдруг задала вопрос Птушко: «Александр Лукич, я тут подумала… может, я встану вот здесь?..» Режиссер на минуту потерял дар речи, а затем разразился такой тирадой, что даже у привычных к крепкому словцу рабочих «уши свернулись в трубочку». Мансурова обиделась и покинула съёмочную площадку. Наину сыграла Мария Капнист.

 На роль Финна Александр Птушко пригласил Игоря Ясуловича, которому на тот момент было немного за тридцать. Актер играл своего героя, когда тот был молодым и дряхлым стариком. Гримеры долго трудились, чтобы сделать из Ясуловича убеленного сединами старца, но, в конце концов, их труд был оценен по достоинству самим Птушко. Загримированный актер в ожидании съемок ходил по студии и зашел в павильон, где шла подготовка к постановке эпизода. Птушко (режиссеру в то время уже исполнилось 73 года), занятый работой, увидев древнего дедушку, вскочил со своего кресла, чтобы уступить место. Лишь некоторое время спустя он, наконец, узнал Ясуловича.

Руслана должен был сыграть Олег Видов, но он был занят в другом проекте, сильно запаздывал, и его решили заменить: главного героя сыграл Валерий Козинец, приглашённый сначала на роль Рогдая.

Для музыкального оформления фильма Птушко пригласил Тихона Хренникова. Перед композитором стояла сложная задача —  музыка, сопровождая действие, не должна «заглушать» мелодию пушкинского стиха и при этом быть совершенно непохожей на знаменитую оперу Глинки. Тихон Николаевич прекрасно справился. В фильме очень много музыки: она характеризует героев, подчёркивает драматичные моменты, создаёт нужное настроение, но нигде не выходит на первый план.

Отдельного слова заслуживают костюмы. Над ними работала Ольга Кручинина. Она сотрудничала с Птушко в нескольких фильмах, режиссёр доверял ей, и в «Руслане и Людмиле» она развернулась во всю ширь фантазии, огранённой опытом. Костюм князя Владимира – византийский, слуги Черномора одеты по-индонезийски, на служанках чувашские головные уборы, а мантия злого колдуна расшита индейским орнаментом!

Премьера фильма состоялась 5 января 1973 года. Успех был огромный, в первый год проката картину посмотрело 34 миллиона зрителей.

«Руслан и Людмила» считается лучшим фильмом Птушко и одной из лучших экранизаций Пушкина.

 

Leave a comment

4 июня

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1916 году в ходе Первой мировой войны началось наступление русских войск под командованием Алексея Алексеевича Брусилова.

 

 

Leave a comment

«Паруса мечты»

9 июня в доме-музее Тихона Николаевича Хренникова начинает работу временная выставка "Паруса мечты", посвященная 350-летию со дня рождения Петра Великого — создателя российского флота. Парусные корабли всегда были символом романтики путешествий, дальних странствий, волнующих встреч. Для музыкантов, как для всех творческих людей, паруса — это полёт мечты, фантазии, нашедшие воплощение в чарующих звуках. Тихон Николаевич — известный композитор- часто бывал с концертами на кораблестроительных заводах, верфях, военно-морских кораблях. В знак уважения и признательности почитатели его таланта дарили ему сувениры в виде парусных кораблей, картины с их изображением. Эти экспонаты и представлены на нашей выставке.

Leave a comment

День республики в Италии

Сегодня, 2 июня, в Италии отмечается самый главный государственный праздник для всех итальянцев — День образования Итальянской Республики.

2 июня 1946 года жители Италии путем мирного референдума изменили монархический строй на республиканскую форму правления. Сторонников этого события было приблизительно 55% и этого оказалось достаточно для принятия столь важного решения. А всего в голосовании приняло участие 89% жителей страны. Итогом стало свержение короля Италии Умберто II, который успел провести у трона всего лишь 1 месяц, и изгнание членов Савойского дома мужского пола.

Примечательно, что в референдуме принимали участие женщины, которые до этого момента были лишены такого права.

Праздник стал отмечаться на государственном уровне лишь с 2000 года, когда Президент страны Карло Адзелио Чампи подписал соответствующий указ. С тех пор по всей стране повсеместно проходят военные парады, самый большой и красивый из них — в Риме. Там колонны военных двигаются от Колизея в сторону Капитолийского Холма, а истребители оставляют в небе цвета флага Италии.

Тихона Николаевича связывало с Италией многое.  Он бывал во многих итальянских городах на гастролях, дружил с итальянскими композиторами Пьетро Ардженто и Нино Рота, был почётным членом жюри конкурса «Моцартини».

В 1976 году он стал академиком Тиберийской академии, а в 1984 – академии Санта-Чечилия.

Фильм «Руслан и Людмила», к которому он написал музыку, получал приз на кинофестивале в Солерно.

Хренников любил эту прекрасную страну и однажды даже совершил по ней путешествие на автомобиле со скрипачом Леонидом Коганом.

Leave a comment

Музыка для детей

Как заметил кто-то из писателей, «для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Это справедливо и для музыки.

Тихон Николаевич дебютировал как композитор музыкой для детей: в 1934 году его, ещё студента, пригласила  свой театр Наталия Сац, предложив сделать музыкальное оформление для пьесы «Мик». Спектакль понравился зрителям, был благожелательно встречен критикой, имя молодого композитора стало известно в театральных кругах. Позже, в 1969 году,  он на основе этого музыкального материала напишет оперу «Мальчик-великан».

В 1965 году Хренников написал музыку к пьесе Маршака «Умные вещи», поставленной в Малом театре. Лёгкая, мелодичная музыка прекрасно сочеталась со стихами, спектакль имел успех и в 1983 году был снят на плёнку. В 2001 году композитор написал по этой пьесе мюзикл «Чудеса, да и только!», премьера состоялась в театре Натальи Сац. Когда театр гастролировал в Ельце, зрители увидели именно этот спектакль.

В 1970 году Тихон Николаевич решил обратиться к новому для себя жанру – балету. Он написал одноактный балет «Наш двор», поставленный выпускниками хореографического училища как дипломный. Публика приняла его тепло, но выпускники закончили училище, разъехались, и спектакль так и остался единственным.

Как и все, Хренников любил сказки, и был очень рад, когда режиссёр Александр Птушко пригласил его в свой новый фильм «Руслан и Людмила». Это был серьёзный вызов мастерству композитора: музыка должна была оттенять, иллюстрировать стихи Пушкина и ничем не напоминать знаменитую оперу Глинки. Фильм вышел на экраны в 1973 году, имел огромный успех, получил приз на кинофестивале детских и юношеских фильмов в Салерно.

В 1976 году вышел на экраны фильм Эдуарда Гаврилова и Анатолия Усова «Додумался, поздравляю!», музыку к которому написал Тихон Хренников. Особенно понравилась зрителям песня «Как вы быстро растёте, мальчики» в исполнении Елены Камбуровой.

Сочиняя музыку для детей, композитор не забывал и о юных музыкантах, своих будущих коллегах: в 2003 году в издательстве «Музыка»  вышел сборник «Шесть пьес для фортепиано», написанный для учащихся музыкальных школ.

Leave a comment

Вячеслав Овчинников

29 мая 1936 года в Воронеже родился Вячеслав Александрович Овчинников – композитор, дирижёр, народный артист РСФСР.

В 1962 году, закончив московскую консерваторию, поступил в аспирантуру к Т. Н. Хренникову, став его первым учеником.

Создал оперы «Маскарад» и «На заре туманной юности», балеты «Суламифь», «Война и мир» и «Песнь Песней». Автор четырёх симфоний, нескольких ораторий (в том числе «Времена года», «Сергий Радонежский»), сюит и инструментальных пьес.

Всенародную любовь ему принесла музыка к фильмам «Иваново детство», «Дворянское гнездо», «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину» и «Война и мир».

Учителя и ученика связывали очень теплые, по-настоящему дружеские отношения.

 Тихон Николаевич  говорил: "Слава Овчинников — один из самых лучших наших композиторов. Он удивительно одаренный мелодист и человек чрезвычайной скромности".

 

Leave a comment

Концерт «Негасимый свет»

28 мая в доме-музее состоялся концерт «Негасимый свет», посвящённый дню рождения Тихона Хренникова.

В исполнении студентов и преподавателей колледжа искусств имени Т. Н. Хренникова прозвучали произведения Шопена, Шумана, Белошицкого, Власова. Зрители услышали народные песни, пьесы И. В. Головиной «Светлая грусть» и «Джазовое настроение».

 В завершение концерта участники и зрители исполнили песню «Московские окна».

Leave a comment

День пограничника

28 мая — День пограничника. Этот праздник зеленых фуражек и беретов вошел в календарь в 1994 году на основании президентского указа "Об установлении Дня пограничника", подтвердившего указ Совета Министров СССР от 1958 года об установлении 28 мая датой праздника для всех пограничников Советского Союза.

Дата праздника выбрана не случайно, именно в этот день в 1918 году Совет народных комиссаров выпустил Декрет, учреждавший Пограничную охрану РСФСР.

Воины-пограничники, всегда находящиеся на переднем крае обороны страны, всегда пользовались большим уважением. Люди искусства считали честью для себя выступать с концертами, авторскими вечерами перед стражами границы. Не был исключением и Тихон Хренников. Он был награждён нагрудным знаком «Отличник погранвойск I степени».

Leave a comment