Василий Лановой.

16 января исполнилось 90 лет со дня рождения Василия Семёновича Ланового — советского и российского актёра театра и кино, мастера художественного слова, общественного деятеля, театрального педагога.

Талант актёра проявился рано: ещё во время учёбы в училище имени Щукина он снялся в фильмах «Аттестат зрелости» и «Как закалялась сталь». Роль Павла Корчагина сделала его знаменитым. Позже были «Алые паруса» и «Иду на грозу», «Анна Каренина» и «Офицеры», «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» — фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кинематографа.

В 1967 году на экраны вышел фильм «Пароль не нужен», в котором Лановой сыграл роль Марейкиса.

На съёмочной площадке он познакомился с Тихоном Хренниковым – автором музыки к этому фильму.

В 2017 году Василий Семёнович посетил наш музей, осмотрел экспозицию и оставил очень тёплый отзыв.

Leave a comment

17 января

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1945 году советские войска освободили Варшаву от немецко-фашистских войск.

 

 

Leave a comment

О работе дома-музея 14.01.2024г.

Уважаемые посетители!

14 января 2024 г. Дом-музей Т.Н.Хренникова работает онлайн в связи с нормами СанПиНа о соблюдении температурного режима в помещении при аномально холодной погоде минус 30 градусов.

Приносим извинения за доставленные неудобства!

Leave a comment

Экспонат с историей. Кресло-качалка

Каждый из нас хотя бы раз в жизни представлял такую картину: за окном темнеет, в камине едва слышно потрескивает огонь, а ты сидишь рядом в кресле-качалке с кружкой чая в руках и тихо покачиваешься. Вокруг тебя только покой и тишина. Эволюция такого уютного и ныне привычного нам предмета интерьера происходила в течение нескольких веков.

Идея качающейся мебели впервые реализована в конструкции детской колыбели. Как деталь интерьера колыбель впервые появляется на картинах европейских художников времен ренессанса в 15-м веке. Другим известным качающимся атрибутом интерьера является детская лошадка-качалка. Массово эти игрушки впервые начали изготовлять в Германии в 18 веке, хотя многое в их происхождении указывает на родство с викторианской эпохой.

Однако точное время, место и автор изобретения кресла-качалки неизвестны.

По одной из версий, первым изобретателем кресла-качалки, считается политический деятель Бенджамин Франклин (1706 – 1790). Согласно легенде, однажды вечером, идя домой, сильно уставший Франклин невольно бросил свой взгляд в сторону дома, на крыльце которого мать укачивала ребенка в колыбели. Именно это размеренное и доброе укачивание подарило ему идею создания кресла-качалки. Придя домой и немного подумав, Франклин прикрепил стул к согнутым полозьям, а позже получил патент на конструкцию кресла-качалки. Однако существует мнение, что Франклин был просто первым его владельцем.

По другим же источникам, кресло-качалку впервые изготовил в Вене знаменитый австрийский мебельщик Михаэль Тонет (1796 – 1871), который много работал и экспериментировал с гнутой древесиной. В 1856 году он получил патент на особый процесс мебельного производства. Тонет и его пять сыновей наладили выпуск инновационной «Венской мебели», которая стала известна своей практичностью и невысокой ценой, но при этом была изысканна. Патент Тонета на технологию производства истек в 1869 году, и рынок наводнился огромным количеством подделок этой популярной в те времена мебели. Тем не менее, к 1900 году у семьи Тонетов было 52 конвейерных производства на заводах в Европе, и они были основными мировыми производителями мебели из гнутой древесины.

С того времени кресло-качалка начинает приобретать популярность как в европейских странах и Америке, так и в России. В конце 19 – начале 20 века это кресло стало неотъемлемым предметом интерьера в дворянских усадьбах. Также оно появляется в домах горожан и творческих людей: литераторов, музыкантов, актеров, художников. Кресла-качалки становятся популярны не только в столичных городах, но и в провинции.

В экспозиции дома-музея находится кресло-качалка 20 века, принадлежавшее композитору. Тихон Николаевич им часто пользовался. Кресло передано семьёй композитора в дар музею в 2018 году.

#Культура48 #КультураЕльца #культурадляшкольников #кдш

Leave a comment

12 января

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1945 году советские войска начали Висло-Одерскую операцию, в ходе которой были освобождены значительные территории Польши, а советские войска вышли на дальние подступы к Берлину.

 

 

Leave a comment

Татьяна Шмыга

95 лет назад, 31 декабря 1928 года, в Москве родилась Татьяна Ивановна Шмыга  — советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса театра оперетты и кино; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки и премии Президента РФ.

Ее отец носил фамилию Мицкевич. Он родился в семье поляков, которые в 1915 г. сбежали в Россию от наступавших немцев. Когда ему было 6 лет, его отца не стало. Мать во второй раз вышла замуж, и они взяли фамилию Шмыга. В России у него изменилось и имя – Яна стали называть Иваном. Татьяна в школьном возрасте стеснялась этой фамилии, она казалась ей смешной и неблагозвучной.

Позже, когда Татьяна стала артисткой, она подумывала о том, чтобы взять псевдоним. Но артист Григорий Ярон сказал ей, что у нее «такая театральная фамилия», ведь Шмыга – одна, и зрители ее ни с кем не спутают: «Замечательная фамилия, звонкая, короткая. Вы только должны постараться из фамилии сделать имя!». Он оказался прав.

Ее родители не были связаны с миром искусства, но как заядлые театралы с детства приучили ее к волшебной атмосфере праздника, сопровождавшей каждое их посещение спектакля. Татьяна часто слушала оперы в Большом театре – отец ее подружки работал там в буфете и по воскресеньям проводил их на утренние спектакли.

Она начала заниматься в музыкальной школе, где у нее обнаружили незаурядные вокальные данные. А после этого поступила в Музыкально-театральное училище им. А. Глазунова. Начала учиться она в одном заведении, а окончила уже другое. Спустя 4 года весь их курс перевели в ГИТИС, на факультет артистов театра музыкальной комедии.

В 25 лет Татьяна Шмыга начала выступать на сцене Московского театра оперетты и отдала ему всю свою жизнь. Зрители сразу заметили и полюбили талантливую актрису. Особым успехом пользовались её Виолетта в «Фиалке Монмартра», Адель в «Летучей мыши», Элиза в «Моей прекрасной леди».

В 34 года Татьяна Шмыга снялась в своем первом художественном фильме – музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», музыку к которому написал Тихон Хренников. Ей предстояло перевоплотиться во французскую актрису и певицу Луизу Жермон, приехавшую в Россию на гастроли и застрявшую «в снегах» в разгар войны. Фактически, она сыграла саму себя – красивую и царственную королеву сцены, которой поклоняются все мужчины вокруг.

Правда, поначалу, получив предложение от Эльдара Рязанова, певица ответила категорическим отказом: «Зачем мне кино? У меня есть театр!» В фильме артистка исполнила романс «Меня позови, избранник мой милый…». Она была в своей стихии, а потому выглядела в кадре очень органично. Но сама певица осталась очень недовольна своей работой. Ей казалось, что у нее неудачный грим и некрасивая прическа, она считала, что плохо спела.

Позже певица не раз исполняла куплеты Луизы на своих концертах, но «Гусарскую балладу» пересматривать не любила. Она говорила: «Мне очень нравится фильм и не нравлюсь в нем я, хотя понимаю, что нельзя требовать многого от совсем неопытной киноактрисы». Тем не менее после этой роли о ней заговорила вся страна.

С Тихоном Хренниковым актриса работала ещё раз: в 1967 году состоялась премьера оперетты «Белая ночь», в которой она сыграла Долли Ланскую.

Leave a comment

Санитарный день

Уважаемые посетители!

31 декабря 2023 года (воскресенье) в музее санитарный день.

Leave a comment

График работы дома-музея Т.Н.Хренникова в праздничные дни

 

Leave a comment

Новогодний концерт

Вчера в доме-музее Т.Н.Хренникова состоялся новогодний концерт вокальных ансамблей «Камертон» и «Вдохновение» ЕГУ им.И.А.Бунина под руководством Галины Викторовны Кузнецовой.

Уже который год сохраняется традиция проводить такие концерты, которые наполняют музей атмосферой нового года. 

Артисты исполнили различные новогодние песни и создали для зрителей праздничное настроение. На концерте прозвучала и песня Тихона Хренникова «Московские окна».

Leave a comment

Михаил Калатозов

28 декабря исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Константиновича Калатозова — советского кинорежиссёра, сценариста и кинооператора, народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии.

Михаил Калатозишвили родился в Тифлисе Кавказского края Российской империи в семье агронома, происходившего из древнего княжеского рода Амирэджиби. Михаил учился в техническом училище, однако в результате событий 1917 года был вынужден начать трудовую деятельность в возрасте 14 лет, после чего поступил на рабфак.

С 1923 года он работал в тресте АО «Госкинпром Грузии», где пробовал себя в разных амплуа: шофёром,  киномехаником, монтажёром, лаборантом, ассистентом кинооператора, вторым режиссёром, актёром, сценаристом и кинооператором.

Свою работу режиссёра Михаил Калатозов начал с документального кино.

Первый полнометражный фильм он снял в 1939 году. Калатозова интересовали сильные, мужественные люди, проявляющие свои лучшие качества в сложных обстоятельствах. Об этом его картины «Мужество», «Валерий Чкалов», «Непобедимые», «Заговор обречённых», «Вихри враждебные».

Тем необычнее было обращение мастера к такому жанру, как лирическая комедия. Фильм «Верные друзья» вышел на экраны в 1954 году и завоевал сердца зрителей сразу и навсегда. Интересный сценарий Константина Исаева и Александра Галича, прекрасная работа актёров Александра Борисова, Василия Меркурьева, Александра Борисова и Лилии Гриценко и, конечно же, песни Тихона Хренникова и Михаила Матусовского – в результате получилась картина «на все времена», которую любят до сих пор.

Эта картина осталась единственной комедией в творчестве режиссёра. Он вернулся к привычной тематике, создал такие фильмы, как «Летят журавли», «Я – Куба», «Красная палатка», ставшие классикой не только советского, но и мирового кинематографа.

Leave a comment