Экспонат с историей. Буфет

В Доме-музее Т.Н.Хренникова в постоянной экспозиции находится экспонат – буфет, история которого начинается в далеком 15 веке.  

Само слово «буфет» было позаимствовано из латыни: bufetum, которое буквально переводится как «блестящий стол». Теперь оно имеет несколько значений – это и шкаф для хранения посуды, и помещение, где можно приятно провести время в театральном антракте, а в словаре Даля так называется «комнатка подле столовой, где хранятся все принадлежности к столу».

Самые ранние буфеты представляли собой обычные, прибитые к стене полки, на которые ставили посуду. В 15 веке появляются навесные буфеты, что в некоторой степени спасало хранящуюся в них пищу от насекомых. Изделия оснащались дверцами для вентиляции, часто в готических формах. Настенные полки располагались над столами, и со временем эти «надстройки» трансформировались в единую конструкцию. Впоследствии буфеты стали символом благосостояния владельца и показателем его вкуса.

В начале 17 века гордостью зажиточного человека становилась гостиная — парадная зала, обставленная лучшей мебелью. Именно здесь можно было ненавязчиво похвастаться перед гостями коллекцией столового серебра или майолики. В то время буфеты имели форму шкафов, верхняя часть которых снабжена закрытыми полками, и двухчастные изделия для столового белья, где верхняя была меньше нижней. Большую часть предметов изготавливали из дуба. Именно это столетие приносит популярность буфету по всему миру.

Появление этого предмета интерьера обусловлено и зваными ужинами. Чтобы освободить время для общения, большие блюда с приготовленной пищей и кувшины с напитками необходимо было где-то расположить перед непосредственной подачей на стол. Здесь и пригодилась вместительная столешница буфета. Некоторые предметы были оснащены выдвижными панелями, которые обеспечивали дополнительную площадь.

Постепенно словом «буфет» стали называть не только сам предмет мебели, но и комнату, где он находился. В ней хранили и сервировали блюда, а впоследствии перенесли туда само застолье.

В Россию первые буфеты привезли только в 19 веке. В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами.

Дверцы верхней части буфета делались либо закрытыми, либо стеклянными, в зависимости от того, для чего предназначался буфет – для простого хранения вещей или для демонстрации красивой посуды.

Иногда вместо распашных дверец делалась одна откидная, которую при надобности можно было использовать как дополнительный стол. Внешнему виду буфетов как раньше, так и сейчас, уделяется очень большое внимание. Фасад буфетов всегда очень богато отделывался. Декоративная резьба по дереву, красочная роспись, узорчатые стёкла – всё это обычно присутствовало в оформлении буфетов. Мастера-краснодеревщики могли вложить всё своё умение в отделку шкафа.

Буфеты оказались настолько удобными и функциональными, что добрались до наших дней. Сегодня интерес к посудным шкафам снова возрос в связи с модой на винтажные вещи. Если есть финансовая возможность, буфеты стараются делать в старинном духе – с резьбой и прочими декоративными элементами.

 

 

Leave a comment

27 марта

 

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1111 году русские дружины разбили половецкое войско.

   

 

Leave a comment

Всемирный день театра

Как известно, слово «театр» произошло от древнегреческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.

Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.

Всемирный день театра отмечают с 1961 года. Это профессиональный праздник актеров, режиссеров, светотехников и звукоинженеров, гримеров, театральных художников, даже гардеробщиков и билетеров. 27 марта по всему миру проходят театральные фестивали, тематические выставки, спектакли и экскурсии, а также проводятся крупные театральные премии.

Особое место в творчестве композитора Тихона Хренникова занимает театр. Хренников написал музыку к 8 операм, 6 балетам, 2 опереттам, 2 мюзиклам и 12 театральным постановкам.

Ещё в студенческие годы он начал писать музыку для театра. Одной из первых работ Хренникова в театре в 1933 году стала музыка к спектаклю «Мик» для Детского музыкального театра под руководством Натальи Ильиничны Сац.

Большую роль в судьбе молодого композитора сыграл режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко, предложивший в 1936 году написать ему оперу. Так в 1939 году состоялась премьера оперы «В бурю», которая имела потрясающий успех как в России, так и за рубежом. Позднее Тихон Хренников обращается к жанру комической оперы. Он пишет музыку к спектаклю «Фрол Скобеев» (первая редакция 1945-1950гг.) и «Безродный зять» (новая редакция 1966г.). Следующим серьезным произведением в творчестве Т. Н. Хренникова стала опера «Мать» (1957г.).

Затем Тихон Николаевич вновь обращается к детской теме и пишет музыку к опере-сказке «Мальчик-великан» (1968г.). Для детей впоследствии Хренниковым была написана музыка к балету «Наш двор» (1-я редакция 1969г.) и «Ребята нашего двора» (2-я редакция 1980г.) – это первый балет автора о детях и для детей. К произведениям для детей Тихон Николаевич Хренников обращался еще не раз, им была написана музыка к театральной постановке «Умные вещи» (1965г.), балету Капитанская дочка» (1998-1999гг.) и мюзиклу «Чудеса, да и только!» (2001г.).

На протяжении многих лет Т. Н. Хренников писал музыку для театра к операм и балетам, мюзиклам и опереттам. Музыка Тихона Николаевича востребована и настоящее время: балет «Любовью за любовь» (1976г.), опера «Много шума из-за сердец» (1971-1972), балеты «Гусарская баллада» (1-я редакция 1978г., 2-я редакция 1980г.), « Капитанская дочка» (1999г.), оперы «Доротея » (1982-1983гг.) и «Золотой теленок» (1984-1985гг.), «Наполеон Бонапарт» (1995г.).

 

Leave a comment

22.03.2024

Сотрудники Дома-музея Т.Н.Хренникова выражают глубокие соболезнования родным и близким погибших в «Крокус Сити Холл» в Подмосковье.

Скорейшего выздоровления и сил всем пострадавшим! 

 

Leave a comment

Судьба актрисы. Мария Капнист

22 марта исполняется 110 лет со дня рождения Марии  - советской актрисы, заслуженной артистки Украинской ССР.

Родители Марии – граф Ростислав Капнист и Анастасия Байдак – принадлежали к знатным и богатым фамилиям. Среди её предков – военачальники, поэты, государственные деятели и казаки. Семья жила в Петербурге, в прекрасном доме на Английской набережной. Всем пятерым детям старались дать хорошее образование: помимо обычных предметов – иностранные языки, рисование, вокал (уроки вокала давал Фёдор Шаляпин, друг семьи).

Всё изменилось в 1917 году. Капнисты уехали в Крым, в своё имение. Там в 1921 году расстреляли отца, умерла старшая сестра Елизавета, а брат Андрей эмигрировал.

В 16 лет Капнист попала в Ленинград, где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. С. Пушкина, а после её закрытия — в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского.

Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми.

27 августа 1941 года Капнист была арестована, 6 июня 1942 года приговорена Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58-1-а «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны». Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой, с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге, где работала вместе с Татьяной Окуневской. В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу от польского инженера Яна Волконского, который позже был расстрелян (Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького «Макар Чудра»). Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в детдом. 11 октября 1951 года Капнист была арестована повторно, 26 декабря 1951 года Красноярским крайсудом по обвинению в антисоветской агитации приговорена к 10 годам заключения.

В 1958 году она была полностью реабилитирована, и все приговоры в отношении неё были отменены «в связи с отсутствием состава преступления». После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме «Таврия» молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко, где Капнист в дальнейшем активно снималась.

 

 

 В 1972-м Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте «Руслан и Людмила», музыку к которому написал Тихон Хренников. Ей доверили образ Наины.

В процессе съемок случился инцидент, который доставил актрисе немало переживаний. В сценарии ленты в кадре появляется волк, но режиссер Александр Птушко заменил его на другого хищника – тигра. Мария, естественно, об этом не знала. Когда она вошла в павильон, зверь зарычал, женщина оглянулась и  увидела, что животное готовится прыгнуть на нее. Капнист так смотрела на хищника, что он быстро ретировался в клетку, а камера успела заснять взгляд актрисы. Кода режиссер сказал Марии, что она молодец, женщина обозвала его подлецом, и в сценическом наряде умчалась в гостиницу «Москва», где находился ее номер. Капнист потеряла сознание прямо у себя на этаже, и в течение нескольких дней не могла подняться с постели.

Марии всегда доверяли играть характерных персонажей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки. В знаменитом фильме «Табор уходит в небо» она сыграла, как давно мечтала, цыганку – правда, не юную красавицу Раду, а старуху Изергиль.

В приключенческой ленте «Бронзовая птица» актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню.

С Тихоном Хренниковым Капнист встретилась ещё раз на съёмочной площадке фильма «Копилка», где она сыграла небольшую роль.

Знающие Марию люди отмечали, что, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю, она оставалась очень добрым, чутким человеком.

Leave a comment

22 марта

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1915 году русские войска после многомесячной осады взяли крупнейшую австрийскую крепость Перемышль.

   

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Штандарт.

В честь выборов Президента Российской Федерации мы решили рассказать об очень интересном экспонате. Штандарт – подарок на 85-летие композитора Тихона Хренникова от Бориса Ельцина.

15 февраля 1994 года президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был принят указ № 319 "О штандарте (флаге) президента Российской Федерации", который установил внешний вид главного символа президентской власти. Подобные штандарты существуют во многих странах мира и символизируют почетный статус президентов, премьер-министров, императоров или королей. Он также он является символом власти ряда иных руководящих лиц государства, в первую очередь – военных.

До сих пор точно неизвестно, когда появились первые штандарты, где и кто придумал использовать знамена. Однако, как и многие другие символы государства, они изначально имели практическую функцию исключительно на поле боя. В древние времена полководцы были ограничены в выборе средств связи, поэтому им приходилось полагаться на звуковые и цветовые сигналы. В условиях, когда начали сталкиваться всё более крупные армии, между отдельными частями становилось сложно поддерживать связь посредством звуковых сигналов, а посылка конных связных и гонцов требовала времени. А в ясный день находясь на возвышенности, полководец прекрасно мог видеть знамена подразделений своей армии и согласно передвижению частей вести бой.

Со времени образования Руси наши полки выходили на поля сражений со своими знаменами. Сначала это были стяги, в основном с изображением лика Иисуса Христа (Спаса Нерукотворного). «Поставить стяг» – значит объявить войну. В бою Русский стяг стоял на видном месте, и его охраняли лучшие и опытные воины – стяговники. Выражение «не поставиши стяга», означало бой в засаде или внезапную атаку. Мелкие отряды, которые вели дружинники, а позже бояре и дворяне, ориентировались на прапор – знамя на длинном копье, на нем был изображен личный герб или знак начальника отряда.

Государственная символика России дополнилась в XV веке, когда великий московский князь Иван III, женился на византийской принцессе и принял новый государственный герб – двуглавого орла.

Резко изменил подход к штандартам великий царь-реформатор Петр I, который В 1712 году личным указом утвердил и первый личный штандарт главы государства – большой императорский штандарт. Он многим известен: это черный двуглавый орел на желтом поле, так была продолжена традиция, введенная великим московским князем Иваном III. Вплоть до 1918 года воинские и государственные штандарты Российской империи существовали, обретая небольшие добавления и изменения в соответствии с геральдикой сменяющихся императоров и императриц.

Всё изменила революция 1917 года. Империя пала, и до 1991 года официальным символом нашей страны стало красное знамя с серпом, молотом и звездой. Именно красное знамя развевалось в 1945 году над Рейхстагом после Великой Победы. Под сенью Красного знамени впервые по Красной площади были пронесены покрытые славой и победами боевые штандарты всех фронтов и флотов Великой Отечественной войны.

В СССР не было особых символов руководителя государства. Но после распада СССР в 1991 году был утвержден штандарт президента РСФСР, который не просуществовал долго и был полуофициальным. Только с образованием Российской Федерации у президента страны появились особые символы власти: знак президента и президентский штандарт.

Сегодня штандарт, или Флаг Президента России, представляет собой квадратное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов, являющихся цветами Государственного флага России. В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Древко Штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Штандарт постоянно находится в рабочем кабинете Президента в Московском Кремле. А дубликат президентского штандарта поднимается над Кремлем, когда там находится президент, или на его личном транспорте, если он передвигается.

 

 

Leave a comment

Музы. Часть 3.

Тихон Хренников был счастлив в семейной жизни, и немалая заслуга в этом его жены – Клары Арнольдовны.

Друзья вспоминали, что она была не только красивой женщиной, но и необыкновенно добрым, чутким и внимательным человеком.

Клара Арнольдовна взяла на себя семейный быт, создала в доме уютную и спокойную обстановку, заботилась о здоровье музыканта. Она была в курсе всех его дел, часто знакомые по каким-то мелким вопросам обращались именно к ней, чтобы не беспокоить композитора.

Тихон Николаевич очень любил Кларочку (так он её называл) и посвящал ей свои самые красивые мелодии. Супруги редко расставались, но, если такое случалось, обменивались нежными письмами.

Ещё одной важной женщиной в жизни Хренникова была его дочь, Наталья. Она любила и уважала отца, часто советовалась с ним. Именно по его совету выбрала профессию, став театральным художником, и часто оформляла его спектакли.

Leave a comment

График работы музея в праздничные дни

Уважаемые посетители! 
8 марта Дом-музей Т.Н.Хренникова не работает.

 

Leave a comment

Музы. Часть 2.

Вспоминая женщин, оставивших свой след в жизни композитора, нельзя не сказать о его учителях.

Важную роль в становлении Хренникова как музыканта сыграла Анна Федоровна Варгунина, много сделавшая для развития таланта Тихона, но, пожалуй, еще больше – для становления его характера и взглядов.

Она происходила из богатой семьи, получила прекрасное образование. Смысл своей жизни видела в просвещении народа, поэтому много лет работала учительницей в селе Казаки.  «Анна Федоровна была всесторонне образованным человеком и представляла тот круг русской интеллигенции, в котором высокая культура, пытливость, широта интересов сочетаются с редкой душевной одаренностью и скромностью», — отзывался о ней много лет спустя Тихон Николаевич. В ее доме он слушал много музыки, прочел немало книг об искусстве, открыл для себя мир Пушкина, Гоголя, Толстого, зачитывался историческими романами Данилевского, биографиями великих людей.

Оно из своих первых произведений – «5 пьес для фортепиано» — начинающий композитор посвятил Варгуниной.

 

Наталья Сац

Основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей

В 1934 году для музыкального оформления спектакля «Мик» по пьесе Николая Шестакова Наталья Ильинична пригласила студента Московской консерватории Тихона Хренникова. Эта работа стала дебютом будущего композитора в театре.

Именно Сац ввела Хренникова в мир московских театров, познакомила с театральной «кухней». Во многом благодаря ей имя молодого композитора стало известно взыскательной московской публике. Позже будут «В бурю» и «Много шума из ничего», «Доротея» и «Золотой телёнок», работа с известными постановщиками, но именно Наталью Ильиничну Хренников считал своим учителем в мире театра.

Долгие годы их связывала крепкая дружба.

В 1970 году они вернулись к пьесе «Мик», поставив оперу «Мальчик-великан». За этот спектакль Наталия Сац получила Государственную премию.

 

Leave a comment