Заглянем в запасники. Портрет Игоря Стравинского

В доме-музее хранится портрет композитора Игоря Стравинского. Автор портрета – Наталья Тихоновна Хренникова, дочь композитора. Примечательно, что портрет написан в технике светотеневой графики.

 

Игорь Фёдорович Стравинский — русский композитор, пианист и дирижёр, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Стравинский родился в музыкальной семье: отец был солистом Мариинского театра, мать — концертмейстером. С 1904 по 1906 год учителем Игоря Стравинского стал композитор Николай Римский-Корсаков. Под его наставничеством он сочинил свои первые произведения: скерцо и сонату для фортепиано, сюиту для голоса с оркестром «Фавн и пастушка». Балеты Стравинского «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица», инструментальные произведения стали классикой. В 1914 году семья Стравинских выехала в Швейцарию и в Россию не вернулась.

В 1961 году Тихон Хренников, Кара Караев и Игорь Безродный были приглашены на музыкальный фестиваль в Лос-Анджелес. Там они присутствовали на концерте Игоря Стравинского. После концерта они побеседовали с композитором, он пригласил их на обед в свой дом в Беверли-Хиллз. В разговоре Тихон Николаевич предложил:

- А почему бы Вам, Игорь Фёдорович, не отметить свой 80-летний юбилей на родине?

- А почему бы и нет? – ответил Стравинский.

Руководитель делегации Ярустовский потерял дар речи – как же так, без согласований, без одобрения руководства? Но Хренников был уверен в себе: приезд в СССР великого музыканта наилучшим образом скажется на имидже страны, будет прекрасным подарком всем любителям музыки. Так и произошло – гастроли прошли с огромным успехом, на концерты в Москве, Ленинграде и Киеве невозможно было достать билеты, его буквально носили на руках. Стравинский был счастлив.

 

#заглянемвзапасники #МузейХренникова #Елец #КультураЕльца #Культура48 #кдш #культурадляшкольников

 

 

 

Leave a comment

«Негасимый свет»

Иногда песня становится популярной, едва прозвучав. А иногда её путь к сердцу зрителя бывает долгим. Так произошло с одной из самых известных песен Т. Н. Хренникова -  «Московские окна».

В конце 50-х годов Тихон Николаевич отдыхал в санатории «Барвиха».

Там же был известный кинорежиссёр Григорий Александров – создатель фильмов «Весёлые ребята», «Светлый путь», «Волга-Волга», «Цирк», «Весна», ставших классикой советского кинематографа. Он как-то в разговоре предложил композитору написать музыку для его нового фильма «Русский сувенир», главную роль в котором должна была исполнить Любовь Орлова. Хренников согласился и набросал одну мелодию. Но потом отдых закончился, Тихон Николаевич должен был уехать в командировку, и он передал работу над фильмом Кириллу Молчанову, а про мелодию просто забыл.

 В 1960 году к нему обратился Леонид Утёсов с просьбой написать песню для его юбилейного концерта.

Тихон Николаевич сначала отказывался – он не писал отдельных песен, только для фильмов и спектаклей – но потом  вспомнил про эту музыку и наиграл её певцу. Тому мелодия понравилась, и он направился к Михаилу Матусовскому.

 

Поэт обычно не писал стихи на готовую музыку, но мелодия, которую напел Утёсов, показалась ему «трогательной, очень лиричной, и, главное, дающей возможность писать стихи, а не подтекстовку». И вскоре песня была готова.

Автор слов так рассказывал о премьере песни: «Леонид Осипович пел о московских окнах, и можно было легко представить себе, как в синих вечерних сумерках одно за другим загораются окна столицы, и за каждым из них своя жизнь, свои судьбы. С какой добротой и нежностью обращался он к этим окнам: „Он мне дорог с давних лет, и его милее нет, московских окон негасимый свет!“»

Тихон Хренников вспоминал, что сначала песня не пользовалась большим успехом. «А потом вдруг…  Бржевская её нашла, взяла и спела.

Там была изумительная аранжировка, я был в восторге от этой интерпретации. И после этого вдруг песня пошла, где только она не зазвучала. Как-то мы со Светлановым поехали в Париж на авторские концерты… Пошли обедать в ресторан, сидим – и вдруг слышим – звучит мелодия. Он говорит:

- Тихон, твоя мелодия звучит.

Пригласили этого скрипача, который играл, и спросили:

- Откуда вы взяли эту мелодию?

Он говорит:

- А я по радио слышал из Москвы, мне понравилось, я её записал со слуха – и вот мы её играем. Сейчас во многих ресторанах Парижа под неё танцуют».

Так песня обрела популярность, её исполняли Муслим Магомаев, Георг Отс, Дмитрий Хворостовский, Людмила Гурченко, "Песняры", Иосиф Кобзон,  Ренат Ибрагимов, Олег Погудин  и многие другие певцы.

 

Leave a comment

«Социальное развитие регионов России» — сводная федеральная презентация

В преддверии Ежегодного Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 2025 года, а также руководствуясь задачей информирования федеральных органов власти о достижениях регионов России в вопросах социальной поддержки семей и детей, редакция журнала «Экономическая политика России — 21 век» https://rkn.gov.ru/activity/mass-media/for-founders/media/?id=251797 формирует на портале https://gosinformburo.ru Сводную федеральную презентацию «Социальное развитие регионов России» https://gosinformburo.ru/soczialnoe-razvitie-rossii-svodnaya-federalnaya-prezentacziya/

Целями данного бесплатного информационного ресурса являются:

  • подготовка предложений федеральным органам государственной власти по определению и актуализации национальных целей социального развития, соответствующих целевых показателей и задач, определению базовых подходов к способам, этапам и формам достижения национальных проектов поддержки населения страны;
  • расширение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов развития, экспертного и предпринимательского сообществ при рассмотрении вопросов, связанных с достижением национальных целей и реализацией национальных проектов и программ в социальной сфере;
  • организация мониторинга достижения национальных целей, соответствующих целевых показателей и задач, включая целевые показатели национальных проектов и программ, а также показателей по основным направлениям стратегического социального развития Российской Федерации, в том числе в субъектах Российской Федерации и федеральных округах;

Уникальные материалы о лучших практиках субъектов РФ и муниципальных образований, освещающие тенденции реализации федеральных программных мероприятий и проектов, принимаются на почту gov-info@mail.ru и будут размещаться в рубрике https://rosgovinform.ru/category/luchshie-praktiki/, об актуальных новостях региональных органов управления и администраций МО тут https://rosregioninform.ru/, о перспективных направлениях социального партнерства по адресу https://rosfederal-inform.ru/, о значимых социальных проектах и мероприятиях для населения здесь https://narod-inform.ru/ Вся обобщенная информация по отраслям публикуется на https://gosinformburo.ru Формирование Сводной федеральной презентации «Социальное развитие регионов России» направлено на содействие повышению благосостояния и качества жизни граждан.

Leave a comment

«Социальное развитие регионов России» — сводная федеральная презентация

 

«Социальное развитие регионов России» — сводная федеральная презентация

В преддверии Ежегодного Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 2025 года, а также руководствуясь задачей информирования федеральных органов власти о достижениях регионов России в вопросах социальной поддержки семей и детей, редакция журнала «Экономическая политика России — 21 век» https://rkn.gov.ru/activity/mass-media/for-founders/media/?id=251797 формирует на портале https://gosinformburo.ru Сводную федеральную презентацию «Социальное развитие регионов России» https://gosinformburo.ru/soczialnoe-razvitie-rossii-svodnaya-federalnaya-prezentacziya/

Целями данного бесплатного информационного ресурса являются:

  • подготовка предложений федеральным органам государственной власти по определению и актуализации национальных целей социального развития, соответствующих целевых показателей и задач, определению базовых подходов к способам, этапам и формам достижения национальных проектов поддержки населения страны;
  • расширение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов развития, экспертного и предпринимательского сообществ при рассмотрении вопросов, связанных с достижением национальных целей и реализацией национальных проектов и программ в социальной сфере;
  • организация мониторинга достижения национальных целей, соответствующих целевых показателей и задач, включая целевые показатели национальных проектов и программ, а также показателей по основным направлениям стратегического социального развития Российской Федерации, в том числе в субъектах Российской Федерации и федеральных округах;

Уникальные материалы о лучших практиках субъектов РФ и муниципальных образований, освещающие тенденции реализации федеральных программных мероприятий и проектов, принимаются на почту gov-info@mail.ru и будут размещаться в рубрике https://rosgovinform.ru/category/luchshie-praktiki/, об актуальных новостях региональных органов управления и администраций МО тут https://rosregioninform.ru/, о перспективных направлениях социального партнерства по адресу https://rosfederal-inform.ru/, о значимых социальных проектах и мероприятиях для населения здесь https://narod-inform.ru/ Вся обобщенная информация по отраслям публикуется на https://gosinformburo.ru Формирование Сводной федеральной презентации «Социальное развитие регионов России» направлено на содействие повышению благосостояния и качества жизни граждан.

 

Leave a comment

Заглянем в запасники. Платок Pierre Balmain

В фондах нашего музея хранится платок от модного дома Pierre Balmain, купленный Тихоном Хренниковым во Франции в 1950-1960-х годах.

 

Пьер Бальман (1914—1982) — французский модельер, создатель собственного дома моды Pierre Balmain (1945). Имел прозвище «кутюрье королев». Гений французской моды родился 18 мая 1914 года в городе Сен-Жен де Мариенн в семье торговца тканями и владелицы небольшого бутика Galeries Parisiennes. Его отец умер, когда мальчику было всего семь лет. В наследство от отца Пьер получил мануфактуру.

Пьер с детства любил наблюдать за работой семейного предприятия. Мальчика завораживал процесс создания изысканного туалета. Его вдохновляли образы элегантных женщин одетых с иголочки: в их образах не было ничего лишнего, сковывающего или неуместного.

В 1934 году Пьер уезжает в Париж, где поступает в Академию Изящных Искусств. Днем на лекциях он изучает архитектуру, а все оставшееся время посвящает рисованию эскизов роскошных вечерних платьев.

В 1936 году ведущий парижский модельер Эдвард Молине приглашает его к себе на стажировку. Ради этой работы Пьер без раздумий бросает учебу в Академии Искусств. В мастерской Эдварда он провёл 5 лет, оттачивая свои дизайнерские навыки.

В 1939 году, после службы в армии, Пьер переходит в мастерскую Люсьена Лелонга, где он работал вместе с Кристианом Диором и Юбером Живанши, обучаясь искусству ручной вышивки бисером и стеклярусом. Там же он овладел техникой работы со стеклянными стразами.

В 1945 году открыл в Париже свой первый бутик под вывеской «Красавица», по названию своего самого известного силуэта. Позднее открыл бутики в Венесуэле, Бразилии и Нью-Йорке, последний представлял линию pret-a-porter.

Первое, что Пьер Бальмэн решил представить на суд публике в тяжелое послевоенное время были, к всеобщему удивлению, игривые удлинённые юбки-колоколы с узкими талиями, свободного кроя блузки и широкие улыбки моделей (до этого модели никогда не улыбались во время показа). Он предлагает кимоно необычного покроя, вечерние костюмы и платья, а также пышные бальные наряды, украшенные стразами, вышивкой, искусственными ягодами и листьями.

Шикарная одежда Pierre Balmain пользовалась огромным спросом у истосковавшихся по красоте и роскоши людей, а писательница Гертруда Стайн называет творения Пьера Бальмэна «новым французским стилем».

Фирменным почерком Бальмэна считалась вышивка золотом, бронзой, жемчугом, а также использование меха, атласа пастельных тонов, шелка и тафты. Все это дополнялось непревзойденной ручной работой.

В 1947 году у Пьера Бальмэна появляется ассистент – Карл Лагерфельд, проработавший у модельера 9 лет. В 1950 году проходит первый показ Пьера Бальмэна в Соединенных Штатах.

Помимо создания новых коллекций Бальмэн активно сотрудничает с кинематографом. Так он создает костюмы для картин «Ночь нежна» («Tender Is the Night») Генри Кинга, «И Бог создал женщину» («Et Dieu… créa la femme») Роже Вадима, а также многих других фильмов. Благодаря этим работам его успех в мире моды заметно укрепился.

В конце 1950-х Бальмэн шокирует мир высокой моды, представив коктейльные платья с открытыми ключицами и коленями, слишком откровенные для того времени. Но покупательницам эта идея приходится по вкусу и новые модели обретают успех.

В 1982 году управление маркой переходит в руки помощника Эрика Мортенсена. В этом же году, спустя 37 лет после основания собственного модного Дома Пьер Бальмэн скончался в возрасте 68 лет, завершив эскизы для своей последней осенней коллекции. Сообщая о его смерти, «Нью-Йорк Таймс» назвала его «последним из гигантов моды 1950-х".

 

#заглянемвзапасники #МузейХренникова #Елец #КультураЕльца #Культура48 #кдш #культурадляшкольников

Leave a comment

Судьба актрисы. К 85-летию Ларисы Голубкиной.

Лариса Голубкина родилась 9 марта 1940 года в Москве. В 1955 году поступила в Московское музыкально-педагогическое училище на дирижёрско-хоровое отделение, которое окончила в 1959 году, затем поступила в ГИТИС, на отделение музыкальной комедии, где занималась вокалом у Марии Петровны Максаковой

Во время учёбы в ГИТИС начала сниматься в кино — дебютом актрисы стала главная роль в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».

Лариса Ивановна отмечала: «Я очень удивлялась, почему именно меня Эльдар Рязанов утвердил на эту роль. Что я такого интересного из себя представляла тогда? А ничего интересного, вероятнее всего, не было. Просто у меня затянулось превращение в женщину… Я тогда была девицей, которая полностью соответствовала образу Шурочки Азаровой. Много хороших актрис пробовалось на эту роль, и пробовалось хорошо. Но в них была видна женственность. А в девичестве не только формы другие – взгляд на жизнь иной, поведение, реакция…

Да и режиссёр уже, видимо, обалдел от многочисленных кинопроб.

И когда я пришла, сказал: «Господи! Пришёл гусар. Вот она нам и нужна!»

Хотя, конечно, юной актрисе пришлось трудно: ради этой роли она научилась не только скакать на коне, но и фехтовать, и даже танцевать старинные танцы. Режиссер был в восторге от Голубкиной. «Она была очень смела, отважна, очень многие трюки делала сама! Она родилась для того, чтобы сыграть в этой картине, я в этом абсолютно убежден!»

Музыку к фильму написал Тихон Хренников. Песни «Давным-давно», «Жил-был Анри Четвёртый», «Романс Жермон» и «Колыбельная» стали настоящими шлягерами.

 После выхода на экран этот фильм оказался самым кассовым фильмом года. А за актрисой табуном ходили не только поклонники, но и девицы-поклонницы, поскольку образ юного корнета Азарова пленил всех!

После окончания ГИТИСа в 1964 году Голубкина стала актрисой Центрального академического театра Советской Армии (ныне — Центральный академический театр Российской армии). Участвовала во многих спектаклях, где режиссёры использовали её умение с одинаковой выразительностью играть лирических и характерных героинь, петь и танцевать. Играла она и Шурочку Азарову в театральной версии «Гусарской баллады» — спектакле «Давным-давно».

Параллельно с театральной деятельностью Голубкина с 1960-х годов стала выступать на эстраде, исполняя песни из репертуара Клавдии Шульженко, песни советских композиторов и старинные русские романсы.

Не оставляли своим вниманием актрису и кинорежиссёры: фильмы с её участием «Дайте жалобную книгу», «Сказка о царе Салтане», «Трое в лодке, не считая собаки», «Освобождение» любимы зрителями.

В 1999 году вместе с другими известными артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница русских романсов. Итогом проекта стали концерты и музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный «Радио МПС».

В качестве приглашённого артиста работает в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.

В настоящее время является постоянным членом жюри Всероссийского конкурса актёрской песни имени Андрея Миронова (проходит с 1990 года).

 

Leave a comment

Международный день очкарика

Ежегодно 4 марта отмечается Международный день очкарика – праздник людей, смотрящих на окружающий мир в основном сквозь стёкла очков. Эта дата не только «профессиональный» праздник очкариков, но и ещё один повод напомнить о важности профилактических мер для сохранения хорошего зрения и профилактики слепоты.

В фондах нашего музея бережно хранятся очки, которые носил композитор. А фотографий Тихона Николаевича в очках сохранилось немного. Однако они позволяют взглянуть на маэстро с новой стороны, дополняя образ великого композитора, оставившего значительный след в истории отечественной музыки.

Что же касается истории самих очков, то известно, что первые линзы были найдены при раскопках Трои, а их возраст определяют аж 2500 лет до нашей эры.

Первые очки в современном понимании появились в 13 веке. Согласно легенде, «изобретателем» очков стал в 1285 году итальянский стеклодув Сальвино Армати из Флоренции, который соединил две линзы с помощью оправы, он же первым организовал производство очков. Кстати, изначально в очки вставляли длиннофокусные выпуклые линзы, которые помогали лучше видеть при дальнозоркости, а лишь потом стали с помощью вогнутых рассеивающих линз «исправлять» близорукость.

Но долгие годы очки были доступны лишь состоятельным людям и представителям высших сословий из-за высокой цены на них. Нередко очки носили, чтобы показать свой общественный статус и образованность, а не из-за проблем со зрением.

Считается, что в России очки появились в начале 17 века, их привозили из Западной Европы. К концу 18 века уже популярны стали лорнеты (у женщин, в том числе и как предмет украшательства) и монокли (у мужчин, особенно среди офицеров и дипломатов). Диоптрическая нумерация стекол появилась в 1873 году. В 19 веке распространение получило пенсне, которое носили на шнурке или цепочке. Мужчины крепили его к карману сюртука или фрака, а женщины – к поясу платья или на плече. А затем у очков появились дужки, и они приобрели практически современный вид, помогая и сегодня многим людям видеть мир во всех красках и мелочах.

#МузейХренникова #Елец #КультураЕльца #Культура48 #кдш #культурадляшкольников

Leave a comment

Концерт «Весенние мелодии»

Сегодня, в первый день весны, в нашем музее прошел урок-концерт хорового отделения ДШИ 1 г. Ельца (руководитель Горбик Светлана Владимировна, концертмейстер Наумова Наталья Борисовна).

 

Светлана Владимировной побеседовала с ребятами о музыке, а студент колледжа искусств им.Т.Н. Хренникова Кирилл Лобанов рассказал об истории создания некоторых песен, прозвучавших на концерте: «Казак уходил на войну», «Лодочка». Музыку к этим песням написал Тихон Николаевич Хренников.

 

Юные артисты исполнили различные произведения: И.С. Бах «Зима», Ю. Марцинкявичус «Дочкина песня»,  М. Пархаладзе «Мама», русская-народная песня «Долинушка» и многие другие. 

 

Сотрудники Дома-музея Т.Н. Хренникова выражают искреннюю благодарность Светлане Владимировне и всем юным участникам за чудесную атмосферу! Этот концерт стал настоящим праздником музыки и весны! 

#Елец #КультураЕльца #МузейХренникова #концерт

Leave a comment

Объявление

Уважаемые жители и гости города!

1 марта 2025 года, в субботу, дом-музей Т. Н. Хренникова принимает посетителей с 13.00 до 20.00.

Leave a comment

В гостях у композитора

17 февраля наш музей посетили школьники из села Казаки Елецкого района. Они ознакомились с экспозицией музея, посвященной жизни и творчеству Тихона Николаевича. В ходе экскурсии ребята увидели личные вещи, архивные документы и уникальные фотографии композитора, а также узнали о его деятельности как музыканта и общественного деятеля в годы Великой Отечественной войны.

Leave a comment