День винегрета

Ежегодно 22 мая в нашей стране отмечается День винегрета. У Тихона Хренникова была особая любовь к этому блюду. Когда юный композитор поступил в техникум, денег у него почти не было, только 30 копеек на обед в рабочей столовой. С едой тогда было плохо, ели в основном винегрет с селедкой. Сам Тихон Николаевич вспоминал про те времена: «Кусочек черного хлеба, немножко свеклы, немножко лука, немножко картошки и иваси – вкусно изумительно! Такой вкусноты в жизни никогда больше не ел, даже в самых фешенебельных ресторанах Европы и Америки».

Если говорить о салатах, которые готовят и любят практически в каждой семье, то одним из первых на ум приходит именно "винегрет". Этот салат с красивым французским названием появился на наших столах очень давно. Несомненно, корни блюда кроются во Франции, само слово «винегрет» заимствованно из французского языка в XVIII в., и во французской кулинарной традиции обозначает дословно «соус из уксуса и масла» – vinaigrette, и готовили тот самый соус-заправку из винного уксуса, оливкового масла, обязательно из Прованса, и соли. А вот поливать им было принято абсолютно любое мелко порезанное кушанье, собственно, так vinaigrette и понимали, как холодную закуску с пикантным соусом. Прежде всего поливали соусом vinaigrette холодное мясо. Именно оно, в изначальном варианте было основой блюда. Помимо мяса и соуса, в блюдо входили соленые огурцы, каперсы, и иногда свекла. Но свекла не была обязательным ингредиентом блюда, и добавлялась иногда, скорее, как наполнитель, для объема.

В Российскую Империю винегрет принесли естественно французы, в XVIII в., когда засилье французского в русской кулинарии достигло максимума. И ВОТ ЗАБАВНО ПОЛУЧАЕТСЯ, Слово-то французское, основа тоже, но как случилось так, что закуска стала салатом, а содержание получилось исконно русское, причем русское настолько, что представляете А. Дюма УЖЕ в XIX В. называл его «русский салат».

Уже в конце XVIII в. в издании «Новый Совершенный Российский Повар и кондитер» (1792), винегрет, а точнее соус «венигрет», предлагают подавать к блюду из селедки или анчоусов и баранины. Сюда же идут яблоки, каперсы и уксус ренский (винный), все складывается в кастрюльку и ставится в печь. Здесь мы видим традиционный русский подход к блюду, без сильного изменения внешнего вида продуктов, сложенных в одну кастрюлю и томленых в печи.

Зато у Авдеевой Е.А. «Карманная поваренная книга» (1846), находим подробный рецепт винегрета, из мяса. Но обязательными ингредиентами там вступают уже и свекла, и морковь, и картофель. Там же есть и куриные яйца.

Даль В.И. в своем «Словаре» (середина XIX в), определяет блюдо как «окрошка, но без квасу, а с приправою уксуса, горчицы и пр., холодное, смесь всячины». Кстати, да, винегрет в русском языке принимается как смесь всего и вся, ерунда, одним словом.

К концу века, винегрет попадает в список простой еды, находим его мясной вариант в книге «Дешевый русский стол» (1868) Андреева П., там также есть и постный винегрет, но…он с рыбой. То есть белковая составляющая все еще присутствует. Постепенно со стола дворянского, винегрет мигрирует на стол городской, в процессе этой миграции блюдо теряет ингредиенты. Сначала исчезло мясо, он становится постным… и все более популярным. Импонировала хозяйкам и возможность смешать и скормить домочадцам остатки разных блюд, превратив их в новое интересное блюдо.

В итоге российский прагматизм победил французскую изысканность, теперь это не закуска, а салат. Но салат не в европейском понимании, когда в основе блюда лежат зеленые листья, а в русском, как смесь овощей с заправкой.

В книге Грязновской П.М. (1890) «Простой домашний стол» винегретов три: мясной, рыбный с грибами и картофельный, все они в разделе салатов. В первых двух есть и свекла и картофель и даже бобовые. Уже нет яиц. В картофельном, кроме картофеля, лука и заправки нет ничего. И в целом, винегрет болтает по кулинарным книгам от мясного блюда к постному до самой революции. Но заправка с уксусом везде есть.

После революции винегрет остался с русскими. Например, в книге Чихачевой В. (1921) «Хозяйка. Поваренная книга» он тоже есть, книга правда издана в Берлине, в эмиграции есть два варианта. Один мясной, а второй  без мяса, правда и без моркови, зато с бобовыми, и грибами.

В самом авторитетном советском издании о еде -  «Книга о вкусной и здоровой пище», винегрет есть в каждом из пяти изданий. В самом первом винегрет в четырех вариантах, но свекла есть лишь в одном, и то как украшение.

Но это еще не все превратности судьбы бедного салата, изначально возникнув в аристократической среде, со временем винегрет спустился в самый низ иерархической лестницы, и стал не только символом простоты, но даже плебейства. И да, каждый из нас, наверное, знает людей, которые при слове винегрет, корчат презрительную гримасу и говорят свое громкое «фу». Такому падению салат обязан советским кулинарным традициям, именно в период СССР он стал одним из самых популярных советских блюд. Посмотрим, когда же он потерял мясо, и стал таким простым. Откроем «Книга о вкусной и здоровой пище» (1948), и вот он! Тот самый рецепт привычного нам винегрета! И да он тут только один. Вот и получается, что примерно через два века после появления в России, в послевоенные годы XX века салат получил второе дыхание.

Был период, когда винегрет не просто был на плаву, он был чуть ли не королем салатов, и стоял на каждом праздничном столе, простой в приготовлении, из недорогих ингредиентов, яркий и нарядный, он украшал стол и берег хозяйский карман. Это случилось примерно в 60-е гг. ХХ в, тогда как источник витаминов, нарядное повседневное и праздничное блюдо он вошел не только в домашнее меню, но и в меню столовых, домов отдыха, санаториев. Более того, винегрет отлично сочетался с селёдкой.

Но в целом, сейчас винегрет — это овощной салат, с устоявшейся рецептурой, который часто можно увидеть в меню столовых. Многие готовят его дома, но он уже не так популярен, как скажем 20-30 лет назад.

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Эскиз к балету «Наш двор»

«Наш двор» — первый опыт Тихона Хренникова в жанре балета. Когда композитора спросили про его интерес к новой музыкальной форме, он сказал: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием — я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление».

Сам Тихон Николаевич часто упоминал, что композиторы мало внимания уделяют музыке для детей. Этот факт подтолкнул его к мысли создать музыкальное произведение для маленьких артистов и зрителей.

Тихон Хренников написал балет «Наш двор» на либретто Натальи Касаткиной и Владимира Василева в 1969 году для Московского хореографического училища при Большом театре и поставил его как выпускной спектакль.

Премьера прошла 29 ноября 1970 года в Большом театре. Публика тепло приняла постановку, но в последующие годы спектакль показывали редко. Это связано с тем, что участники балета — студенты училища — заканчивали учебу, и каждый раз приходилось практически полностью менять состав. Сменяемость артистов создавала сложности и для постановщиков, и для балетмейстеров. Кроме того, балет предназначался для танцовщиков-детей, и это делает его очень трудным для взрослых исполнителей.

Эскизы костюмов и декораций подготовила Наталья Хренникова — дочь композитора, театральный художник, которая оформляла многие его спектакли. В работе она подчеркнула «детскость» персонажей с помощью ярких цветов и фасонов платьев. 

 

 

Leave a comment

Жизнь, отданная музыке

Елена Фабиановна Гнесина – одаренная пианистка, композитор, прекрасный педагог и организатор, она была одной из учредительниц частного училища. Затем – основателем других государственных музыкальных учебных заведений разных ступеней, которые возглавляла более 70 лет.

18 мая в 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Елены Фабиановны. 20 июня 2022 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Указ № 388 «О праздновании 150-летия со дня рождения Е. Ф. Гнесиной» – этот документ на государственном уровне подтвердил масштаб личности Елены Фабиановны Гнесиной, а также значимость ее огромного вклада в развитие культуры и искусства России.

Елена Гнесина активно концертировала, преподавала ученикам всех возрастов, непрерывно повышала качество образования, создала большой педагогический репертуар как композитор, написала немало произведений для детей. Елена Фабиановна Гнесина является составителем уникальной и известной всем пианистам «Фортепианной азбуки».

Она воспитала не одно поколение музыкантов-педагогов, которые являлись специалистами высокого уровня и продолжили традиции в развитии классического музыкального образования, которые были заложены профессорами Московской консерватории. Елена Фабиановна развивала лучшие традиции русской фортепианной школы. Её известными учениками были пианист Л. Н. Оборин, композитор А. И. Хачатурян, дирижёр Е. Ф. Светланов, дирижёр Г. Н. Рождественский, композитор А.А. Бабаджанян.

Елена Гнесина прослушивала лично каждого нового ребенка, переступившего порог их учебного заведения. Каждый ученик – индивидуальная личность, в котором стремились максимально раскрыть все грани таланта. «Воспитывать у человека потребность в музыке гораздо важнее, чем научить его владеть инструментом», — говорила Елена Фабиановна.

Тихон Николаевич Хренников был хорошо знаком Еленой Фабиановной Гнесиной, в архиве музея хранится их совместная фотография.

Когда после школы Тихон Хренников пришел поступать в Московский музыкальный техникум, то серьезной музыкальной-теоретической подготовки у него не было. Тогда Михаил и Елена Гнесины дали ему в наставники студента со старших курсов, который за неделю подготовил его к сдаче экзаменов. Скорее всего, Тихона приняли бы в техникум и без вступительных экзаменов, ведь в то время ценили настоящий талант и стремились всячески поддерживать. Особенно такие люди как Михаил Фабианович и Елена Фабиановна Гнесины. Однако одно то, что экзамены Тихон Хренников успешно выдержал, говорило за то, что он сможет учиться в техникуме.

Сам композитор впоследствии говорил о семье Гнесиных: "Я преклоняюсь перед семьей Гнесиных, их общественная и преподавательская деятельность имеет огромнейшее значение для развития русской музыкальной культуры. Их влияние колоссально, ведь они по сути дела определили развитие музыкальной культуры России, музыкального образования в нашей стране".

 

Leave a comment

Концерт в музее

16 мая в Доме-музее Т.Н.Хренникова состоялся концерт учеников Детской школы искусств №1.

Юные пианисты под чутким руководством преподавателя Екатерины Александровны Алексеевой исполнили замечательные произведения: В.А. Моцарт «Песнь о весне», Е.Крылатов «Колыбельная медведицы», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка», В.Ф.Бах «Весна» и многие другие. В завершении концерта прозвучала песня Тихона Хренникова «Колыбельная Светлане». Зрители отблагодарили артистов бурными аплодисментами!

После концерта юные музыканты вместе с педагогом возложили цветы к памятнику и могиле композитора.

Leave a comment

Экспонат с историей. Картина Н.Климова. Пейзаж

В Доме-музее Т.Н.Хренникова хранится картина художника Николая Климова, написанная в 1983 году. Он изобразил дом семьи композитора Тихона Хренникова, задолго до того, как здание стало музеем. Тогда улица Старомосковская (сейчас — улица Маяковского) утопала в зелени садов — об этом напоминает широкая крона дуба перед домом и верхушки деревьев в палисаднике, которые виднеются из-за крыши.

Художник Николай Климов родился 1948 года в поселке Будаек Карагандинской области, на территории современного Казахстана. Когда ему было 9 лет, семья переехала в Елец. В 1970 году будущий живописец уехал в Москву, чтобы учиться в художественном училище памяти 1905 года, но потом снова вернулся в город юности, который стал родным. Здесь он работал в мастерских Художественного фонда РСФСР, а затем преподавал в Елецком колледже искусств имени Т. Н. Хренникова.

Климов участвовал в региональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках. Его работы хранятся в музее А. Пластова (Москва), в Липецком и Елецком краеведческих музеях, Липецком областном художественном музее, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Елец — особая тема в творчестве художника. Искусствовед Татьяна Нечаева писала: «Городские пейзажи Николая Климова — это психологические портреты места. Лишь однажды увидев их, невольно ловишь себя на мысли, что смотришь на город глазами живописца и открываешь вслед за ним его красоту, характер, обаяние. Эти улочки, спуски и подъемы, разноликие церкви и дома, с разноцветными веселыми фасадами; эти динамичные ритмы, остро-ломкие углы крыш, стен, заборов, ветвей, проткнутые лучами солнца кроны деревьев; это небо и дали — особого, невыразимого словами, «елецкого» цвета… Все правдиво, живо, личностно передает дух города».

Дом Хренниковых — пример елецкой архитектуры. В городе часто строили одно- и двухэтажные небольшие дома из дерева и камня. Для того, чтобы передать цвет неба в городе Николай Климов использовал особый серо-голубой оттенок, который называли «елецким». На контрасте художник изобразил яркий, красно-оранжевый фасад дома с зелеными деревянными ставнями.

 

Leave a comment

Концерт к Дню Победы

 

8 мая в доме-музее состоялся концерт ансамблей «Камертон» и «Вдохновение», посвящённый великому празднику – Дню Победы. Студенты ЕГУ под руководством Галины Викторовны Кузнецовой исполнили песни военных лет и композиции современных авторов. Зрители с удовольствием подпевали артистам и не жалели аплодисментов.

Leave a comment

9 мая

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне

В этот день в 1945 году была подписана капитуляция фашистской Германии.

 

 

Leave a comment

График работы музеев с 9 по 12 мая

Уважаемые жители и гости нашего города!

График работы музеев г. Ельца в выходные и праздничные дни с 9 по 12 мая 2024 года.

 

Leave a comment

6 мая

 

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1945 году советские войска начали Пражскую операцию, в ходе которой была освобождена Прага и взята в плен группа армий «Центр».

 

 

Leave a comment

Объявление

Уважаемые посетители и гости нашего города! 
5 мая 2024 года Дом-музей Т.Н.Хренникова НЕ РАБОТАЕТ.

 

 
Leave a comment