3 марта

Памятная дата военной истории России

В этот день в 1799 году русская эскадра под командованием Фёдора Фёдоровича Ушакова взяла штурмом крепость Корфу.

   

 

Leave a comment

День кошек

1 марта – день кошек.

В первый день весны в России отмечают день кошек. Пушистые мурлыки давно завоевали сердца россиян. Есть даже поговорка – «Без кота дом сирота». Кошки не только создают уют, но и выполняют важную работу – ловят мышей и крыс, предотвращая эпидемии. Достаточно вспомнить, что после снятия блокады Ленинграда в город прислали несколько вагонов кошек из Сибири и Ярославля для борьбы с расплодившимися грызунами.

Кошки официально состоят на работе в Эрмитаже и многих других музеях, следя за сохранностью экспонатов и радуя посетителей ухоженным внешним видом.

Многие известные люди были любителями кошек: политики Екатерина Великая и Леонид Брежнев, поэты Марина Цветаева, Владислав Ходасевич и Иосиф Бродский. Лингвист Юрий Кнорозов, расшифровавший письменность майя, называл кошку Асю своим соавтором.

Любителем кошек был и Тихон Хренников. В их доме 21 год прожил кот Атос и был не просто домашним животным, а членом семьи.

Хозяином кот считал композитора – спал у него в ногах, а летом, на даче, приносил ему в кровать свежезадушенных мышей. Остальным домочадцам Атос милостиво позволял себя кормить и гладить.

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Картина Николая Зеленского «Т.Хренников за роялем»

Картина Николая Зеленского «Т.Хренников за роялем» — один из первых портретов композитора. В конце 30-х годов имя Хренникова становится известным любителям музыки: в детском музыкальном театре Натальи Ильиничны Сац с успехом идёт пьеса «Мик» с его музыкой, в театре Евгения Вахтангова — шекспировская комедия «Много шума из ничего», в которой звучат его песни; заметным событием в музыкальном мире стала опера о гражданской войне «В бурю», написанная композитором по предложению Владимира Ивановича Немировича-Данченко и поставленная в театре Станиславского в 1939 году.

Тихон Николаевич становится известным в музыкальной и театральной среде, в числе его знакомых появляются люди искусства, в том числе и художники. Одним из таких художников стал портретист Николай Зеленский.
Первые наброски к картине были сделаны в 1940 году. Работа продолжалась медленно: композитор был занят в театрах, много времени отнимала работа над  Второй симфонией и музыкальным фильмом «Свинарка и пастух», который снимал режиссёр Иван Пырьев на студии «Мосфильм», и часто позировать не было времени.

Зеленский подошёл к заказу ответственно. На картине мы видим два варианта портрета. При этом фон одинаков: тёмно-синяя стена, такая же тёмно-синяя печка, чёрный рояль, коричневый стул. Художнику явно интересен человек, а не окружающая его обстановка. В обоих вариантах музыкант запечатлён в процессе работы. Отличаются только поза и одежда. В первом варианте композитор в тёмной одежде замер, задумался, положив руки на клавиши. Во втором в светлой рубашке — играет только что пришедшую в голову мелодию.

К сожалению, портрет так и не был закончен: началась война, Хренников с семьёй уехал в эвакуацию в город Свердловск (Екатеринбург) и очень редко бывал в Москве, а вскоре Николай Зеленский умер. Тихон Николаевич сожалел о раннем уходе талантливого художника и хранил этюд как память о нём, а в 2000 году передал его в музей. Несмотря на незавершённость, картина представляет собой интересный пример портрета середины двадцатого века.

Leave a comment

23 февраля

День защитника Отечества

День защитника Отечества. В 1918 году была создана Рабоче-Крестьянская Красная армия.

Наверх  

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Фрак

Фрак — мужской вечерний костюм особого покроя, для официальных мероприятий, состоящий из пиджака, короткого спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади, и брюк с атласными лампасами.

Особенностями своего вида фрак обязан тому, что он был первоначально элементом формы одежды кавалерийских офицеров, позволявшей им с удобством ездить верхом (особенно, садиться на лошадь) и при этом эффектно выглядеть.

Появился фрак во Франции в середине 18 века и был исключительной военной одеждой и первоначально ни в коем случае не относился к парадной одежде. Но тот факт, что в те времена кавалерийские офицеры принадлежали, как правило, к высшему сословию и, конечно же, часто появлялись на званых вечерах и балах, постепенно привёл к тому, что фрак стал модной в тевремена одеждой для торжественных случаев.

Во времена Великой французской революции появились фраки в стиле «инкруаябль» (невероятные). Он был снабжён чрезмерно большим воротником и лацканами, дополнялся не менее внушительным галстуком, закрывавшим подбородок, а туго накрахмаленный воротник рубашки доходил до середины щёк. В России во времена правления Павла I такие фраки, ставшие своеобразным символом бунтующей Франции, были запрещены и лишь после кончины императора вновь появились в столичных салонах, а затем превратились в повседневную одежду, о чём свидетельствуют упоминания в классике: зелёный фрак Пьера Безухова или брусничный фрак с искрой гоголевского Чичикова. Чёрный фрак считался тогда траурным костюмом.

В начале 19 века фрак «поднимает» фалды значительно выше колена. Шьют их из тонкого сукна или бархата. Чуть позже моду на фраки начинает задавать известный франт и щеголь Джордж Браммел. Благодаря ему эксцентрика материала и аксессуаров уступила место безупречному крою, значение которого вышло на первый план. Появилось цветовое разделение фраков по времени суток: так, светлый серый фрак предназначался для дневных выходов, а темный – для вечерних. Воротник декорировался бархатом, который обычно контрастировал с основным цветом наряда. Особого внимания заслуживали пуговицы: они могли быть сделаны из настоящего серебра или фарфора, из драгоценных камней.

К последней трети 19 столетия фрак практически исчез с улиц, уступив место смокингам и пиджакам, и превратился в парадный туалет для торжественных и официальных мероприятий, проходящих в соответствии со строгим протоколом. Со временем их стали носить также и танцоры, и музыканты.

В Доме-музее Т.Н.Хренникова хранится два фрака – единственные концертные костюмы композитора. Первый концертный костюм был куплен в Московском театре оперетты в середине 20 века, и со слов Тихона Николаевича, именно в нем он объездил почти весь мир, исполняя свои произведения. А вот второй концертный костюм был куплен уже в конце 20 века.

Leave a comment

15 февраля

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день в 1989 году советские войска были выведены из Афганистана.

   

 

Leave a comment

Экспонат с историей. Сундук-укладка

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, комоды, чемоданы, которые появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.

В Россию сундук пришел с Востока и получил широкое распространение. До 19-го века именно он стоял во главе всей домашней мебели. В дневное время он использовался как лавка, ночью на нём спали. Сундук всегда он служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Поэтому и богатство семьи на Руси измерялось именно количеством сундуков.

В нашем музее хранится интересный вид сундука. Его называют сундук-укладка — это вариант вместительного сундука среднего размера, распространённый в России 17–18 века. Слово «уклад» в древнерусском языке значило «дань, налог» и было связано с материальными ценностями.

Сундук-укладка использовался в качестве переносного хранилища для дорогих вещей. Часто сундуки-укладки использовались для сбора, хранения и перевозки приданого невесты, которое родители девочки начинали собирать со дня её рождения: «Невеста в колыбельку — приданое в коробейку». Приданое же включало в себя огромное количество различных вещей: бельё, платья, постель, ткани, из которых женщина будет обшивать семью, «невестины дары» будущему мужу и его родне (полотенца и пояса), «свадебный убор» (рубаху, сарафан, головной убор, пояс, украшения), «украшение жилища» (расшитые полотенца, , столешники, настилальники-простыни,) и «смертный узел» — оберег от ранней смерти. Перед свадьбой сундук со всем приданым укладывался в телегу, имущество невесты переезжало вместе с ней в дом жениха.

 

#Культура48 #КультураЕльца #культурадляшкольников #кдш

 

Leave a comment

Зимние забавы

7 февраля в России отмечают День зимних видов спорта, который впервые отмечался в 2015 году, а дата для празднования тогда была выбрана не случайно.

Об идее учреждения этого праздника и решении отмечать его ежегодно заявил Александр Жуков, занимавший тогда пост Президента Олимпийского комитета России. Он пояснил, что День зимних видов спорта – праздник, посвященный XXII зимним Олимпийским играм, которые проходили в российском городе Сочи и стали важным событием для всей страны. Поэтому и дату первого Дня решено было приурочить к годовщине открытия Сочинской Олимпиады.

Главная цель учреждения Дня зимних видов спорта – это не только дань уважения российским профессиональным спортсменам, чьи успехи на Олимпиаде повысили интерес к спорту у многих, но и, конечно же, пропаганда здорового образа жизни.

Несмотря на свою известность и плотный график, Тихон Николаевич Хренников всегда находил время для активного отдыха на свежем воздухе. Любимыми зимними видами спорта композитора были лыжи и катание на коньках. Ещё с самого детства он любил кататься на коньках и во взрослом возрасте сохранил эту привычку. В нашем музее хранятся коньки композитора, а также его архивная фотография на лыжах.

Leave a comment

Композиторы – защитники Сталинграда

2 февраля отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Сталинградская битва — одно из важнейших и крупнейших генеральных сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн. Битва происходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия.

В этот день нельзя не упомянуть тех композиторов, кто отдал свои жизни за спасение Родины в Сталинградской битве.

Фёдор Иванович Климентов

Об этом композиторе сохранилось мало сведений. Родился Фёдор Климентов в 1901 году в деревне Алтухово Рязанской губернии. Будучи профессиональным композитором-академистом, он выбрал для себя нестандартный путь, разрабатывая концертный репертуар для русских народных инструментов в стиле классической музыки.

В 1930 году Фёдор Иванович окончил консерваторию по классу композиции А.Н.Александрова, но среди своих учителей часто называл имя Г.Л.Катуара, у которого проходил обучение до Александрова. Будучи студентом, сочинил Сюиту для баяна, которая положила начало развитию академического репертуара для этого инструмента.

Композитор использовал в своих музыкальных работах всю палитру оркестра русских народных инструментов, сочинял песни с такими названиями, как «Зерно к зерну», «Из колхоза на за-вод», «Буденновцы в колхозе». Климентову принадлежит большое количество переложений классики мировой музыки — произведений Бетховена, Верди, Грига, Лядова, Римского-Корсакова, Скрябина, Чайковского и других композиторов — для оркестра русских народных инструментов.

Вступив в Союз советских композиторов, возглавил его «колхозно-совхозный» сектор: проводил занятия по подготовке руководителей кружков музыкальной самодеятельности, отстаивал интересы массового музыкального творчества, считая его неотделимой частью советского музыкального искусства.

Начавшаяся война прервала творческую деятельность Климентова, вступившего в народное ополчение, откуда был переведен в строительный батальон. Но даже там он сумел организовать музыкальную агитбригаду, которая выступала перед строителями после рабочего дня.

В 1942 году, когда немцы рвались к Волге, батальон расформировали, и Климентова отправили на фронт — защищать Сталинград. Там он погиб 5 сентября 1942 года.

Владимир Моисеевич Тарнопольский

Родился композитор в 1897 году в Ростове-на-Дону в семье банковского служащего. С раннего возраста отличался феноменальной памятью. Его способности распространялись на изучение иностранных языков, шахматы, музыку, литературу.

В Московской консерватории Владимир Тарнопольский занимался в классе профессора Р.М.Глиэра. В 1930-е годы композитор работал преимущественно в песенно-хоровом жанре, но также пробовал себя и в крупных формах — писал сюиты и концерты для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Много времени композитор проводил в фольклорных экспедициях по Карелии, на Северном Кавказе, что стало благотворно сказываться на уровне его сочинений.

С началом Великой Отечественной войны Владимир Тарнопольский с семьей уехал в эвакуацию в Саранск, где продолжал работать — писал музыку к драматическим спектаклям.

В марте 1942 сорокапятилетнего композитора призвали в армию. Сначала его назначили старшим дивизионным капельмейстером, но вскоре ему вручили винтовку и отправили под Сталинград. Он помнил все книги, которые прочитал, и все музыкальные произведения, которые сыграл, но вот справиться с ружейным затвором не мог. Владимир Моисеевич Тарнопольский погиб в бою.

Leave a comment

2 февраля

 

День воинской славы России

В этот день в 1943 году советские войска разгромили немецко-фашистские войска в Сталинградской битве.

   

 

Leave a comment