День воинской славы России |
Фотографию, сделанную в ноябре 1974 года по пути из Рима в Сиену, запечатлела Клара Хренникова, жена Тихона Хренникова. В кадре — члены делегации Советского Союза, приехавшие в Италию для участия в конгрессе.
Путь из Рима в Сиену группа советских общественных деятелей проделала на автомобиле. По дороге они останавливались в маленьких живописных городках и изучали достопримечательности.
Группу советских представителей интеллигенции возглавляла Нина Попова — известный советский партийный и государственный деятель, председатель Комитета советских женщин и руководитель Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. На фотографии Попова стоит в центре в черном пальто. Справа в шляпе — Тихон Хренников, представлявший Союз композиторов СССР.
Такие конгрессы были посвящены обсуждению ключевых вопросов культуры и искусства в международной перспективе. Они способствовали установлению контактов, решению организационных вопросов, связанных с конкурсами и фестивалями. Так, результатом одного из таких конгрессов стало обучение группы молодых советских певцов в знаменитом миланском оперном театре «Ла Скала».
Многие вещи связывали Хренникова с Италией. Он часто бывал на гастролях в Италии, а режиссеры ставили его произведения в итальянских театрах. Там происходило действие пьесы «Много шума из ничего», к которой он написал музыку в 1936 году, а позже на её основе он создал балет «Любовью за любовь» и комическую оперу «Много шума из-за сердец». В 1976 году композитор был избран академиком Тиберийской академии, а в 1984 — Академии Санта-Чечилия.
Дружеские связи с Италией композитор сохранял на протяжении многих лет. Он был близко знаком с дирижёром Пьетро Ардженто и композитором Нино Рота, а также неоднократно выступал в роли почетного члена жюри на конкурсе скрипачей и пианистов «Моцартини».
Тихон Хренников искренне любил солнечную и гостеприимную Италию, и при любой возможности путешествовал по её живописным местам с большим удовольствием.
С 1998 года в России в последнее воскресенье ноября отмечается День матери.
Материнская любовь — это источник неиссякаемой силы, оплот надежды и поддержка, которая никогда не исчезает, даже в самые трудные времена. Это нежные руки, которые обнимают нас в детстве, мудрые слова, которые направляют нас во взрослой жизни, и безмолвные молитвы, которые сопровождают нас всегда.
День матери напоминает о том, как важно ценить тех, кто отдал нам своё сердце, кто верит в нас больше, чем мы сами.
«Самый дорогой человек для меня – это мама», — говорил Тихон Николаевич.
Варвара Васильевна родилась в 1871 году в семье Харламовых. В мещанском сословии, к которому принадлежала семья, девочек учили в первую очередь домоводству: готовить, стирать, шить, плести кружева, ухаживать за детьми. Для образования было достаточно церковно-приходской школы, которую и закончила Варвара.
В 18 лет она вышла замуж за приказчика Николая Ивановича Хренникова и стала хозяйкой в своем доме. В семье Хренниковых было 10 детей: 6 сыновей и 4 дочери. О Варваре Васильевне вспоминали как о строгой, но очень заботливой матери. Она никогда не повышала голос, но дети слушались её беспрекословно.
Тихон Николаевич вспоминал, что его мама обладала безупречным вкусом и, хотя не имела музыкального образования, была первым слушателем и критиком его произведений. Композитор считал одним из самых счастливых в своей жизни день, когда Варвара Васильевна присутствовала на премьере его оперы «В бурю».
Во время войны семья была вынуждена эвакуироваться в Курган. Там пожилая женщина заболела и, несмотря на заботы дочери Софьи и спешно приехавшего Тихона, скончалась. Его утешало лишь то, что мама успела услышать по радио его Вторую симфонию. Композитор очень тяжело переживал смерть мамы и, приезжая в Елец, обязательно посещал её могилу.
В нашем музее в постоянной экспозиции присутствует своего рода жемчужина — керосиновая лампа писателя Михаила Пришвина. В своё время лампу передал краеведческому музею один из сыновей писателя.
Керосиновой лампой называется светильник, который работает от сгорания керосина. Такие лампы были популярны в XIX — начале XX века, позже им на смену пришли электрические источники освещения.
Первая керосиновая лампа изобретена во Львове работниками аптеки Игнатием Лукасевичем и Яном Зехом в 1853 году. В том же году во львовском госпитале была проведена первая хирургическая операция при освещении керосиновой лампой.
На тот момент свойства керосина не были до конца изучены, и поначалу его использование для освещения помещений вызывало множество опасений. Однако вскоре выяснилось, что свет от керосиновой лампы был намного ярче, чем от масляной. Также первые «керосинки» заменяли несколько десятков восковых свечей.
Во второй половине XIX века открылось множество мастерских по производству «керосинок». Их делали из самого разного материала и богато украшали, чтобы лампы могли легко вписаться в любой интерьер.
Керосиновая лампа считалась необходимой утварью в домашнем обиходе, являясь символом домашнего тепла и уюта ушедшей эпохи. Во многих литературных произведениях керосиновые лампы упоминаются как центр дома. Вечерами семьи собирались в гостиной, освещенной лишь мягким светом керосиновой лампы, общаясь и занимаясь каждый своим делом: кто-то читал, кто-то шил. Присутствие светильника в доме означало счастье и жизнь.
Была такая лампа и в доме мещан Хренниковых. К сожалению, она не сохранилась. Сейчас в экспозиции дома-музея Т. Н. Хренникова её заменяет лампа Пришвина. Конечно, её не зажигают, но она остается символом домашнего уюта.
16 ноября 1944 года на экраны воюющей страны вышла картина «В шесть часов вечера после войны» режиссёра Ивана Пырьева
по сценарию Виктора Гусева с музыкой Тихона Хренникова и «звёздным» актёрским составом: Марина Ладынина, Евгений Самойлов, Иван Любезнов, Ариадна Лысак, Елена Савицкая…
На экране в руках у героини букет сирени, а на фоне кремлевских башен гремит победный салют, хотя в действительности до него было еще далеко…
В фильме Пырьева сюжет о тяготах войны был зарифмован с музыкальной мелодрамой, это был один из тех военных фильмов, задачей которых было отвлечь людей от тяжелой действительности и дать им надежду на будущее. Артиллерист-фронтовик Василий Кудряшов в исполнении Евгения Самойлова
случайно знакомится с Варей Панковой – главную роль, как и в 5 предыдущих фильмах Пырьева, сыграла жена режиссера Марина Ладынина.
Кудряшов и его приятель-артиллерист Демидов получают из тыла посылку, собранную воспитанниками детского сада. В ней среди прочего они находят флягу коньяка и фото детей вместе с воспитательницей «тетей Варей». Во время короткой побывки в Москве артиллеристы решают навестить детский сад.
Но детей эвакуировали, и они находят только Варю. У них с Кудряшовым завязывается роман, буквально под огнем врага: оба поднимаются на крышу дома, где Варя дежурит во время бомбежки. И молодые люди обещают друг другу непременно встретиться «в шесть часов вечера после войны» на Каменном мосту у Кремля.
По замыслу сценариста Виктора Гусева этой встречи вообще не должно было случиться: Варя погибала во время бомбежки, а сцену свидания с женихом у Кремля переживала в своем воображении перед смертью. Концовку изменил Пырьев – он не мог отобрать у зрителя надежду на счастливый финал.
Мера условности изображаемых событий в фильме была очень высока: в особенно лирические моменты герои вдруг начинали изъясняться стихами, а их встреча в неопределенные день и час «после войны» была сродни чуду. Но таков был фирменный стиль Пырьева, изобретенный им особый жанр в советском кино того времени – музыкальные фильмы-фантазии, которые возвышали неприглядную действительность до статуса сбывшейся мечты.
Марина Ладынина скептически относилась к тому, что Пырьев снимает музыкальную мелодраму на военный сюжет: «Приближалась победа, но все еще умирали люди, а мы играли такую слабую картину, там так много пения. Я считаю, что только творческая смелость режиссера могла допустить такой вокальный характер картины. А мы очень в этом сомневались».
Панорамы Москвы были воссозданы в павильонах киностудии в Ташкенте, куда была эвакуирована съемочная группа, но уже натурные съемки, по воспоминаниям актера Евгения Самойлова, снимались на освобожденной от немцев Истре. Ладынина вспоминала:
«Мы снимали фильм о победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании. Чтобы никто не мешал, работали по ночам. В павильоне было около 4 градусов мороза, вода холодная, студия не топилась по-настоящему, и когда обливали водой, дождь делали, то были добавочные костюмы, дублировались, чтобы переодеваться. Никто не жаловался, мы все были вместе и не испытывали горечи и одиночества, которые можно испытать сейчас. Общая вера в друг друга и общее желание победы были цементом нашей жизни».
Премьера фильма состоялась 16 ноября 1944 года. Убежденность Пырьева в том, что у фильма должен быть не трагический, а счастливый финал, оправдалась: в 1944 году «В шесть часов вечера после войны» посмотрели 26 миллионов зрителей.
«Фильм о победе вышел еще во время войны, и многие бойцы назначали заветные свидания с любимыми на Каменном мосту. А один солдат написал мне: «Теперь и помереть можно, все-таки увидел конец войны…» В день, когда объявили об окончании войны, очень многие вечером пошли на Каменный мост именно под впечатлением от этого фильма», – писала позже Ладынина.
Известный писатель Лев Кассиль писал в журнале «Огонек», что «фильм «В шесть часов вечера после войны», полный поэтического предощущения победы, близок сегодняшним чувствам народа. … Люди, создавшие этот фильм, смогли расслышать в грохоте войны, как горячо и надежно бьются сердца наших людей, полные любви к своему отечеству и твердой уверенности в его близкой победе. И когда загремит небывалый салют «в шесть часов вечера после войны», без сомнения, тысячам москвичей захочется встретить эти минуты на мосту у Кремля, в заветном месте, где встретились наши герои. И там мы еще раз словами благодарности и уважения помянем тех, что отдали свою жизнь за торжество правды, добра и любви» (Кассиль, 1944). Кассиль Л. «В шесть часов вечера после войны» // Огонек. 1944. № 48-49.
В 1946 году Сталинской премии за фильм были удостоены Пырьев, исполнители главных ролей, композитор Тихон Хренников и умерший до окончания войны от гипертонического криза сценарист и поэт Виктор Гусев – посмертно.
Фильм стал классикой советского кинематографа, песни из него стали популярными (песню «Казак уходил на войну даже считают народной), а «Марш артиллеристов» звучит на парадах 9 мая как гимн артиллерии.
Памятная дата военной истории |
Памятная дата военной истории |
9 ноября исполнилось 95 лет Александре Николаевне Пахмутовой — советскому и российскому композитору, пианистке, автору песен, общественному деятелю.
Александра Николаевна с детства отличалась исключительной музыкальной одарённостью. Первые мелодии написала в трёхлетнем возрасте. В возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано «Петухи поют».
В 1936 году, в возрасте семи лет поступила в Сталинградскую городскую музыкальную школу, где проучилась до начала Великой Отечественной войны.
В 1948 году поступила на композиторское отделение Московской консерватории, в 1953 году выпустилась с отличием по классу композиции у Виссариона Шебалина, в 1956 году — успешно окончила у него же аспирантуру.
На протяжении всего своего творчества работает в различных жанрах, но именно песенное наследие композитора занимает особое место в культуре СССР и России.
Её песни «Надежда», «Геологи», «До свиданья, Москва», «Старый клен», «Птица счастья», «Беловежская пуща» и многие другие вошли в золотой фонд песен 20 века, их исполняли и исполняют многие известные артисты советской, российской и зарубежной эстрады, а также актёры театра и кино.
«Песня о тревожной молодости» — неофициальный гимн Министерства по чрезвычайным ситуациям России.
Пахмутова много лет занимается общественной работой. В 1968-1991 годах она была секретарем Правления Союза композиторов СССР, сотрудницей Т. Н. Хренникова.
Александра Николаевна была гостьей Первого фестиваля Хренникова в 2008 году, посетила и наш музей.