Коллегам надо помогать. Часть 1.

Тихон Николаевич Хренников говорил, что ему всегда везло на добрых, отзывчивых людей, которые ему помогали и в жизни, и в учёбе, и в творчестве.

Став известным композитором, общественным и государственным деятелем, он считал своим долгом вести себя так же – помогать всем, кому можно, особенно своим коллегам. Руководя Союзом советских композиторов, он добивался для музыкантов квартир и путёвок в санатории, публикаций нот и поездок на фестивали, лечения в лучших клиниках и покупок инструментов… Но главное – возможности творить, создавать и дарить людям замечательные произведения.

Одна из таких историй связана с именем композитора Крейна.

 

 

 

 

Александр Абрамович Крейн родился в 1883 году в семье музыкантов, учился в Московской консерватории.

В советское время из огромного музыкального наследия Александра Абрамовича обычно выделяли две вещи — балет «Лауренсия» и музыку к спектаклю театра Советской Армии «Учитель танцев», главную роль в котором исполнил Владимир Зельдин.  Легенда российского театра, продолжавший в 100 лет выступать на сцене, Зельдин любил вспоминать свою работу в «Учителе танцев», и благодаря этому этот спектакль постоянно на слуху у широкой публики. Однако широкая публика, как правило, остается в неведении, что своему успеху не в последнюю очередь спектакль обязан автору музыки к спектаклю Александру Крейну.

Приступив к репетициям "Учителя танцев", его постановщик В.С.Канцель знал, когда, сколько и зачем должна звучать музыка, не зная лишь одного — кто сочинит ее. Больше всего он боялся, как он сам определял, "музыкальной "падеспани". Выбирали композитора долго. Т. Н. Хренников, сотрудничавший с театром Советской Армии, был одним из кандидатов, к тому же «испанская тема» была ему знакома – он написал прекрасную музыку к спектаклям «Много шума из ничего» и «Дон Кихот». Однако он предложил своего коллегу – Александра Крейна.  Выбор был точен, как и выбор главного исполнителя. Вместе с В.Зельдиным в спектакле блистал слаженный в музыкальном отношении ансамбль. Здесь выразительно действовала мелодическая образность каждой роли. В.Канцель был прав: спектаклю нужна была музыка смелых и влюбленных сердец, музыка горячей Испании, а никак не "падеспань". Надо заметить, что общее время музыки, сочиненной Крейном, составляло всего девятнадцать минут, но она так   умело была распределена режиссером, что, казалось, спектакль сплошь состоит из музыки. Мелодии Крейна – не обработка испанских народных мотивов, а очень точная, смелая стилизация, создающая у зрителя нужное настроение. Спектакль шёл несколько десятилетий и пользовался неизменным успехом у публики, а работа Крейна стала образцом работы композитора над спектаклем.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>