Алексей Дмитриевич Попов — русский и советский актёр, театральный и кинорежиссёр, педагог, теоретик театра. Главный режиссёр Театра Революции и Центрального театра Красной Армии. Народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий.
Будущий «король сцены» родился в 1892 году в городе Николаевск Саратовской губернии. Ещё в детстве он обожал ярмарочные и пасхальные балаганы, участвовал в любительских спектаклях, позже поступил статистом в Саратовский театр.
Свой творческий путь в Москве Алексей Попов начал как актёр в МХТ, позже служил в театре Станиславского. Как режиссёр пробовал себя в театре Вахтангова, в 1931 году возглавил театр Революции, а в 1935 был назначен художественным руководителем и главным режиссёром Центрального театра Красной армии. Именно там в полной мере раскрылся его талант. Спектакли нового театра «Год 1919», «Укрощение строптивой», «Полководец Суворов», «Сон в летнюю ночь» становились событием в театральной жизни столицы.
Когда началась война, Алексей Дмитриевич создал на основе труппы передвижной театр, который часто выезжал на фронт. Театр Красной армии был эвакуирован в Свердловск (Екатеринбург), где и продолжил работу. В тяжёлом 1942 году Попов решился на дерзкий эксперимент – поставить комедию, и не просто комедию, а водевиль! За основу взяли пьесу Александра Гладкова «Питомцы славы» («Давным-давно»). Музыкальное оформление режиссёр предложил молодому композитору Тихону Хренникову, приехавшему в Свердловск навестить семью.
Композитор проникся идеей и написал замечательную музыку, соединив патриотический пафос с гусарской бесшабашностью, а тонкую лиричность приправив легкомыслием. По сути, режиссёр и композитор создали новый жанр, который они назвали «героический водевиль».
Успех был невероятным. По возвращении в Москву спектакль восстановили, и он идёт в театре Российской армии до сих пор, став его визитной карточкой.
Алексей Дмитриевич поставил ещё много замечательных спектаклей: его «Сталинградцы», «Ревизор», «Поднятая целина» стали образцами режиссёрской работы и вошли в золотой фонд театра.