«Вспомним, друзья!». Часть 3

"Случайный вальс"

В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский опубликовал в газете  «Красная Армия» стихотворение под названием «Танцы до утра».  Вспоминая об истории создания этого стихотворения, Долматовский рассказывал: «Стоит воинской колонне остановиться на ночёвку в прифронтовом селе или городке, и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюблённость, и всё это носит грустный и целомудренный характер; а рано-рано — расставание, отъезд…».

В декабре 1942 года в районе Сталинграда Долматовский встретился с композитором Марком Фрадкиным. По рассказу Долматовского, вскоре после того как он прочёл Фрадкину стихотворение «Танцы до утра», тот «на трофейном аккордеоне… наиграл… вальсовую мелодию, навеянную, как он говорил, этим стихотворением»

В начале 1943 года, после окончания Сталинградской битвы, Долматовский и Фрадкин направились на север. Поезд шёл медленно, с остановками: путь от Сталинграда до Ельца занял семь суток. За это время и была доработана песня «Офицерский вальс».

Первым исполнителем песни «Офицерский вальс», впоследствии получившей название «Случайный вальс», был Леонид Утесов. Песня быстро приобрела популярность — многие артисты, выступавшие перед солдатами во время Великой Отечественной войны, имели её в своём репертуаре.

 

«Казаки в Берлине»

     Песня «Казаки в Берлине» – первая, рождённая в мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года!

     Автор песни –  поэт Цезарь Соломонович Солодарь. В качестве военного корреспондента он присутствовал на подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Цезарь Солодарь написал стихи под впечатлением эпизода, свидетелем которого оказался.
     …Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживлённых берлинских перекрёстков, заваленном покорёженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица.
     «Вдруг послышался цокот копыт, – рассказывал поэт – мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без сёдел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.
     Не знаю, о чём подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, – продолжает Цезарь Солодарь, – но можно было заметить, что на какие-то секунды её внимание безраздельно поглотила конница. Чётким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:
     – Давай, конница! Не задерживай!
     Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!»
     Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке…»
     Через два – три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В полдень он прочитал стихи братьям-композиторам Покрассам. Стихи братьям очень понравились, и по их предложению были «усилены» лихим припевом:

                Казаки, казаки!
                Едут, едут по Берлину
                Наши казаки.


     Вечером композиторы позвонили поэту и сказали, что музыка готова. Таким образом, песня «Казаки в Берлине» была написана всего за один день – 9 мая. Вскоре в исполнении участника Великой Отечественной войны Ивана Дмитриевича Шмелёва она прозвучала по радио. Песню услышали миллионы радиослушателей, она стала одной из популярных, её подхватили и запели по всей стране.
 

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>