«Дела давно минувших дней…»

 

К дню рождения А. С. Пушкина

В 1958 году на экраны вышел фильм «Капитанская дочка» — экранизация одного из самых известных произведений А. С. Пушкина.

Замысел романа складывался беспримерно долго. Первый набросок плана будущего произведения был сделан в конце лета 1832 года. А окончательная редакция «Капитанской дочки» была завершена и переписана 19 октября 1836 года — в день лицейской годовщины. Впервые напечатан роман в 4-й книжке журнала «Современник».

Этот роман кто-то считает историческим, кто-то — романом о любви.

Новизна «Капитанской дочки» состоит в том, что не любовь, а народная борьба стала «двигательницей событий» этого романа.

Рвавшийся из родного гнезда Гринев, прибыв на службу в Белгородскую крепость, знакомится с дочкой капитана Миронова Машей и влюбляется в нее. Девушка отвечает взаимностью. И вдруг — неожиданность: любовная линия обрывается. Родители Петруши Гринева не дают благословения на брак. Так любовный сюжет романа завершает свое течение. Но в следующий момент вторгается в повествование неведомая сила, которая определяет дальнейшее движение сюжета романа и судьбы героев.

Пугачевщина имела решающее влияние на жизнь влюбленных. Пугачев, от чьей воли зависели Гринев и Маша, не помешал их женитьбе, не расстроил ее, а устранил все трудности возникавшие на их пути. Эта помощь Пугачева сыграла в судьбе героев свою трагическую роль: Гринев был приговорен к казни по обвинению в измене присяге и переходе на сторону Пугачева, то есть в преступлениях, которые он не совершал. Гринев-отец поверил обвинениям, но всегда послушная Маша взбунтовалась против обвинения и приговора и твердо решила спасти любимого человека. Маша Миронова вступила в поединок и выиграла его.

В 1958 году режиссер Владимир Каплуновский

приступил к съемке фильма «Капитанская дочка». Именно его экранизация впервые позволила увидеть то, какими могли быть Петр Гринев, юный отрок, и Емелька Пугачев, восставший казак, объявивший себя императором Петром Федоровичем.

Безусловно, фильм не оставляет равнодушным! Черно-белая лента создает иллюзию документальности происходящих на экране событий. Великолепная музыка композитора, Тихона Хренникова, как нельзя лучше передает атмосферу произведения, значимость для героев того или иного момента. Прекрасны актеры, не сыгравшие, а прожившие образы пушкинских героев на экране – Олег Стриженов в роли Петруши Гринева,

Вячеслав Шалевич в роли предателя Швабрина,

Сергей Лукьянов в роли Емельяна Пугачева. Маша Миронова, роль которой исполнила нежная Ия Арепина, вызывает самые трогательные чувства в душе.

В ролях второго плана играли такие великолепные актеры, как Владимир Дорофеев, Ирина Зарубина и Анатолий Шишков, и даже в эпизодах блистали Георгий Милляр, Варвара Мясникова и Юрий Катин-Ярцев.

 Однако тот, кто ограничил свое знакомство с произведением лишь просмотром этого фильма, не узнает ничего о том, как рос и воспитывался Петр Гринев, будет лишен удовольствия посмеяться над его гувернером-французом, уволенным суровым батюшкой за страсть к горячительным напиткам и слабому полу. Зрителю неизвестно, что за странный сон видит Гринев во время своего переезда в Белогорскую крепость, а ведь сон его оказывается вещим – ему снится встреча с Пугачевым. Поэтому немного странной может показаться фраза, брошенная, самозванцем Гриневу в ответ на его вопрос о том, где Петр мог его прежде видеть: «Должно быть, во сне, барин…»

В экранизации 1958 года упоминаются не все персонажи книги, например, ни слова не было сказано о Юлае – башкире, выполнявшему функции разведчика и шпиона в Белогорской крепости.

Некоторые сцены сокращены авторами фильма, других просто нет. Встреча с императрицей в саду, ставшая для Маши знаменательной в ее борьбе за жизнь и честь жениха, в фильме отсутствует – мы видим лишь руку Екатерины, протягивающую Марии помилование для Гринева.

О сцене казни Пугачева Пушкин практически ничего не рассказывает (разве что упоминает о том, что Гринев сразу после своего освобождения стал свидетелем казни самозванца, и тот узнал его в толпе и кивнул ему), но в фильме мы видим сначала, как плененного Пугачева в клетке доставляют в столицу вместе с его товарищами, закованными в кандалы, а после – последнее слово Пугачева, обращенное к народу на площади, и занесенный над ним топор…

Эта экранизация получила высшую премию Золотой парус на XXII МКФ в Локарно (Швейцария) (1959), а также был отмечен дипломами на международных фестивалях в Ванкувере, Монреале, Стратфорде.

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>