Дружеские шаржи

Шарж (фр. charge) — разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. На шаржах могут быть изображены люди, животные и различные предметы. Хотя шаржи и принято часто сравнивать с карикатурами, они в отличие от неё, не высмеивают недостатки героя. Шаржи добродушны, заставляют людей улыбаться, но никак не посмеяться над изображаемыми.

Творческие люди часто подшучивают друг над другом, и шаржи – неотъемлемая часть общения художников, писателей и музыкантов.

Часто становился «моделью» для таких рисунков и Т. Н. Хренников. Это были как наброски, сделанные коллегами и друзьями, так и работы профессиональных художников.

Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Хренников старался быть в центре общественной жизни: писал статьи, участвовал в дискуссиях о путях развития музыки.  Недаром журнал «Советская музыка» в 1940 году откликнулся на его активность эпиграммой:

Вот Хренников важно проходит,

Недавно увидел он свет,

Хоть «Тих он», но «бурю» разводит

Порой на страницах газет

 

Партитуру оперы «Мать» ждали сразу три театра. Фрагменты из оперы уже звучали на эстраде, музыка заинтересовала многих певцов. Однако работа над партитурой затягивалась: мешали многочисленные общественные обязанности, приближался второй съезд композиторов. И в 1955 году в газете «Советский артист» появилась эпиграмма:

Ему и «В бурю» шепчет «Мать»:

«Сыночек, меньше б заседать!»

Но предметом эпиграмм становилось и творчество — в 1949 году в газете «Вечерняя Москва» была раскритикована опера «Фрол Скобеев», действие которой происходит в 17 веке:

Не лучше ль, Тихон Хренников,

Заметить современников? – спрашивал автор.

Иногда шарж и эпиграмму объединяли

Художник И. Игин и поэт А. Рейжевский в 1964 году издали книгу «В дружеском ключе», где каждому шаржу на известного композитора соответствовала эпиграмма.

Мы новых опер вправе ждать

И музыки балетной.

Ведь и ответственная «Мать»

Не может быть бездетной!

На шаржи и эпиграммы не обижались – их появление говорило о том, что человек популярен, а его творчество востребовано. Как правило, их дарили объекту в знак дружеского расположения.

В доме-музее Т. Н. Хренникова находится коллекция шаржей, нарисованных его коллегами и друзьями в разные годы.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>